Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2007

Архив

Параметры взаимодействия

* из суфлерской будки

Петр ЕРШОВ

Из книги «Технология актерского искусства»


В представлениях учителей нередко возникает отрыв педагогических теоретизирований от реального положения дел, усугубляющий слепоту или педагогическую беспомощность в некоторых типичных ситуациях общения с детьми.

Любое педагогическое общение, несмотря на специфику, протекает в соответствии с теми же закономерностями человеческого общения, что и общение вне стен школы, вне профессионально-педагогических рамок. Увидеть боpьбy интересов, мотивов, целей, мнений на уроке и понять ее тип учителю помогают паpаметpы, которыми в режиссерском искусстве можно «измерить» и воспроизвести любое общение между людьми.

Наступление «ставить на место»

Отдаляя партнера, наступающий демонстрирует абсолютную незыблемость своей позиции и указывает партнеру на то, что тот не имеет права находиться на занимаемой им позиции. «Унизить», «одернуть», «отругать», «распечь» – все эти глаголы называют различные варианты и оттенки этой разновидности наступления, которую можно назвать так: ставить на место.
Наступление «ставить на место» всегда отличается прямолинейностью. С партнером нельзя иметь никакого дела, пока он не изменит позицию, поэтому он должен изменить ее сейчас же, а затем ясно и просто это выразить. Наступающему нужно в кратчайший срок, образно говоря, круто повернуть мозги партнера. Промедления, возражения, лавирования, увертки или, того хуже, попытки перейти в открытое контрнаступление – каждый из подобных ответных ходов партнера наступающий стремится немедленно подавить воздействием значительно более сильным, ни на секунду не уступая ему инициативу.
Ставят на место (как обоснованно, так и без каких‑либо оснований) не только начальники подчиненных, но и родители детей и дети родителей, покупатели продавцов и продавцы покупателей, на работе, во время отдыха, в бытовых делах – чуть ли не в любой ситуации и по любому поводу. Склонность к этой разновидности позиционного наступления свойственна людям придирчивым, тем, кому кажется, что окружающие не признают их достоинств. Она характерна и для людей с уязвленным самолюбием, для нахальных, властолюбивых, уверенных в своем праве на всеобщее почитание. Бывает она связана и с болезненной раздражительностью, повышенной чувствительностью к невниманию, к бестактности и грубости.

TopList