Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2007

Архив

Двоечников не бывает

* есть мнение

Игорь КИМ

Оказывается, так называемая необучаемость часто связана с несформированностью у ребенка пространственных представлений


Замкнутый, необщительный ребенок. Нерадивый ученик, на которого давно махнули рукой учителя и родители. Дети, испытывающие серьезные проблемы с письмом, счетом и даже элементарной речью… Слишком часто взрослые привыкли их считать ущербными, «неподдающимися». И слишком часто они совершают тем самым роковую ошибку, лишь усугубляя дефекты, вложенные в ребенка природой или воспитанием. Об этом свидетельствует опыт, накопленный в Московском центре лечебной педагогики.

Оперировать пространством

Необучаемые – такой суровый приговор порой выносят детям педагоги, даже не попытавшись понять причину возникновения в сознании маленького человека барьера, препятствующего усвоению новых знаний и навыков. Однако нейропсихологи центра уверены в обратном – обучаемы все. Камень преткновения вовсе не обязательно заключается в физиологии, в органических поражениях мозга (впрочем, и в этом случае рано ставить на ребенке крест), к его появлению гораздо чаще приводят психологические травмы либо приобретенные черты характера.
Удивительно, но необучаемость в массе случаев связана с несформированностью пространственных представлений. Припомните, приходилось ли вам рассчитывать время, прикидывая, на какой день недели приходится нужное число, и для удобства вызывать перед внутренним взором листок календаря, организовывая визуальное пространство? Оказывается, отсутствие подобного навыка может создать серьезные проблемы при обучении арифметическому счету, письму и т.д.
Впрочем, многие дети не умеют должным образом оперировать даже реальным пространством и опасаются его. Это проявляется и внешне: ребенок неуклюж в движениях, жмется к стенам, предпочитая чувствовать твердую опору. Преодолеть это помогают различные игры и головоломки, включая обычную мозаику. Собирая ее, человек и получает первые пространственные представления. Этому же способствуют рисование и в особенности музыка, под которую дети гораздо быстрее раскрепощаются в движении.
Если ребенок, несмотря на все ваши усилия, так и не начал писать, возможно, у него просто «боязнь стола», иначе говоря, он не умеет пользоваться его горизонтальной плоскостью. В таком случае специалисты рекомендуют попробовать заниматься с ним на плоскости вертикальной – обычной настенной доске (недаром в дореволюционных гимназиях наряду с обычными партами существовали «стоячие» конторки для учеников) или просто лежа на полу – словом, в такой позиции, которая кажется ребенку наиболее удобной.

Безопасность общения

Еще чаще у детей возникает проблема безопасности общения. Никто не знает, сколько блестящих ответов пропало лишь потому, что ученик испытывает элементарный страх не перед конкретными учителем или аудиторией, а в целом – боязнь «экзамена», опасение оказаться смешным или неуспевающим в чьих-то глазах. Для преодоления этого в центре созданы специальные группы общения, в которых дети приобретают коммуникативные навыки.
Занимаются в них вместе с родителями. Наверное, нелишним будет напомнить: ни одна педагогическая поэма не даст результата, если ребенок, тем более считающий себя в чем-то ущербным, не будет каждую минуту ощущать поддержку своих родителей. Увы, сколь ни банальна эта истина, психологи даже у самых чадолюбивых матерей обнаруживают полное ее непонимание, стремление переложить ответственность на школу, педагогов, врачей. Ребенок явно испытывает дискомфорт, разговаривая с глазу на глаз? Можно попытаться переломить такое отношение, а можно предложить побеседовать по телефону и только потом, когда застенчивое дитя почувствует себя увереннее, перевести виртуальное общение в реальную плоскость.
Столь же важно для ребенка умение строить программу, конструировать последовательность своих жестов, действий, поступков. Отсутствие систематизированного мышления столь же уверенно может вызвать абсолютную неспособность к сложению-вычитанию или диктантам, как и органические поражения мозга, и некоторыми ошибочно воспринимается как неизлечимая умственная отсталость.
В Центре лечебной педагогики мне показали, как детей начальных классов учат «программировать». Обычные наборы из 7–8 фотографий либо рисунков, демонстрирующих последовательность определенных дей­ствий – скажем, процесс приготовления яичницы: целое яйцо, затем его разбивают, яичница подрумянивается на сковороде, и наконец – кушать подано! Научившись раскладывать их в нужной последовательности, ребенок делает первый шаг на пути к созданию собственных «программ», после чего наступает очередь мозаичных рисунков, выложенных по образцу, и далее все усложняется.
Нейропсихолог Антонина Цыганок, работающая в центре, считает, что абсолютной необучаемости вообще не бывает, даже среди детей с врожденными психическими заболеваниями. Главное – поверить в это самому и убедить ребенка. Кстати, прошлый учебный год стал для центра лечебной педагогики особым – первые из ребят, занимавшихся здесь на курсах профилактики и коррекции, закончили общеобразовательные школы.

TopList