Архив
Три гипотезы и двигательная среда
* кладовая популярных идей
Сергей РЕУТСКИЙ, автор уникальной методики
по физвоспитанию, Москва
О том, как происходит самообразование ребенка
Гипотеза первая. Сперва ребенок стремится получить двигательный опыт (телесный, практический), эмоционально переживает и запечатлевает его, а только затем он может осмыслить и движение, и эмоции, и сам ход своего осмысления.
Если согласиться с этим, то нам нужно:
во-первых, заботиться о богатом и разнообразном двигательном опыте ребенка;
во-вторых, иметь правильное эмоциональное отношение к действиям и усилиям ребенка;
в-третьих, обсуждать с ним его двигательный и эмоциональный опыт (то есть помогать ребенку соотнести свой опыт с опытом других людей).
Гипотеза вторая. У каждого ребенка заметна прирожденная потребность во все усложняющемся движении. Но правильно ли рассматривать это явление как чисто физиологическое? Не вернее ли предположить, что ребенок стремится проживать двигательные аналоги типичных жизненных ситуаций: дружбы – вражды, преодоления – отступления, напряжения – расслабления и т.д.?
Но для всего этого ребенку нужна двигательная среда.
Хорошо, чтобы эта среда была всамделишная: горы, ручьи, поля, леса, пустыни, звери, птицы, путешествия, приключения... Но по скудости таких средств нам нужно придумывать хотя бы бледные аналоги в помещении и на улице.
В первом случае взрослый может ничего особо и не предпринимать – воспитывают обстоятельства. Зато во втором именно от взрослых зависит, создадут ли они детям разнообразную двигательную среду, в которой те могли бы индивидуально или в коллективе удовлетворять свои самые фантастические (с точки зрения большинства взрослых) физическо-культурные потребности.
Мы можем назвать такую среду физически воспитывающим пространством. Оно, с одной стороны, провоцирует ребенка на разнообразную двигательную деятельность, с другой – затрудняет ее, а еще дает возможность выбора (по силам, по интересам и т.п.).
Создав такую среду, взрослым нужно снова найти в себе силы (и смелость!) отойти в сторону и предоставить детям возможность самостоятельных исследований мира и испытаний себя. (Впрочем, иногда взрослый может очень продуктивно участвовать в роли включенного наблюдателя, даже если при этом вообще молчит или лишь отзеркаливает словесно то, что делает ребенок.)
Гипотеза третья. Фундаментальное образование человека обычно представляют как совокупность развития по трем направлениям: телесному, эмоционально-образному и абстрактно-логическому. Эти фундаментальные направления символизируют рамки трех дисциплин: физической культуры, словесности, математики. Наше убеждение состоит в том, что каждая из этих дисциплин естественнее и легче всего осваивается во взаимной связи в постоянных, специально организуемых пересечениях, перекличках с двумя другими.
Когда ребенок в свободной физически воспитывающей среде надвигался, наигрался, испытал себя, пообщался с младшими и со сверстниками, поучился у более старших, можно перейти к занятиям с педагогом. Наверное, предлагать детям такие специальные занятия можно лет с четырех-пяти. Характерный жанр – двигательные задачки, где физические усилия и спортивный азарт соединяются, с одной стороны, с рефлексией и расчетом, а с другой – с умением выразить себя, понять другого и суметь быть понятным для него.