Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2007

Архив

Укрощение дикой перемены

* арифметика поиска

Записала Мария ГАНЬКИНА

Стенограмма «малого педсовета» в одной из небольших московских школ


В методической литературе, на открытом уроке или в газетной публикации мы обычно видим результат. А все ступеньки восхождения к результату остаются за кадром. Это кухня, о которой не принято говорить. Мы же предлагаем вниманию дотошного читателя перебор-поиск озадаченными учителями вариантов решения одной из педагогических проблем. Не умалчивая о промежуточных, нередко фантастических, заведомо невыполнимых, но без которых верное решение так никогда и не будет найдено.

Колесо между партами
Реплика словесника Людмилы Борисовны

Художественная гимнастика замучила! Мои девчонки-пятиклассницы на переменках в классе делают колесо (у них в этом году мода такая – они учатся делать колесо). А там шкафы стоят книжные. Я им говорю: вот ваша граница, за нее не заходите, а то стекла в шкафах ногами побьете. Учитесь делать свое колесо в проходах между рядами. Или перед доской, ладно уж.
Дети, по-моему, имеют полное право двигаться на перемене. Более того, им это необходимо. Это нормально, что дети хотят учиться делать колесо. И если мы не можем им обеспечить такую возможность, это очень плохо и мы в этом виноваты.
В классе не побегаешь. Остается коридор. Именно поэтому во время перемены он и представляет собой базарную площадь.
Спортзал открыть? Скалодром соорудить? Хорошо бы! Но даже если наскрести денег, то где взять подходящую стенку?

Головоломки
Реплика учительницы начальных классов Ольги Петровны

А я попробовала принести из дома набор головоломок. И мы стали на перемене голову ломать: никитинские квадраты, кубики, лото. Кстати, оказалось, что оптимальное решение проблемы усвоения двузначных чисел – это лото. Мы два раза сыграли на перемене – и все, кто у меня их не знал, стали знать!
Но проблемы с переменой остались. Вот какие. Те дети, которые на перемене играли в лото или еще во что-то и теперь им надоело, они-то найдут себе занятие. О них я не беспокоюсь – они достаточно взрослые (психологически).
Но есть такие – просто детский сад какой-то! «Ольга Петровна, что мне делать?» (К слову, моя Дашка все время приставала ко мне с вопросом: «Мама, что мне делать?» Я ей отвечала: «Жить». Поэтому вопрос скоро переформулировался: «Мама, что мне делать, только не жить?»)
Трудно каждый раз выдумывать им новые занятия. Да еще такие, чтобы они за них сразу хватались. Иногда просто некогда детьми на перемене заниматься. А иногда нет настроения. Правда, как только начнется эта дикая беготня и вопли, порой переходящие в мордобой, – так еще хуже становится...

Плюсы кабинетной системы
Реплика биологички Нины Валерьевны

Вчера моего Петьку на перемене сшибли. Какие-то лоси из десятого класса. Причем не со зла, а просто пробегая мимо. Перемена всего пять минут, они едва успевают шмотки переправить из кабинета в кабинет.
Но! Во-первых, эти переходы из кабинета в кабинет – уже вроде как перемена. А во-вторых, может, это хорошо, когда перемены маленькие? Ведь туалеты портятся именно во время перемены. Или во время уроков?..

Танец с саблями
Реплика математика Юрия Сергеевича

Чем бы мне моих гавриков занять, чтобы не мутузили друг друга на переменах и не крушили все вокруг?
А может быть, легализовать эти их разборки? Ну, например, устраивать рыцарские турниры? Пусть изучают правила, в конце концов, судей назначают, болельщиков и сражаются себе на здоровье. На саблях. А?.. Ах, нет, я ж забыл, что сейчас зима. А кроме как на улице ристалище устроить негде...
Одно мне ясно: надо, чтобы они на перемене куда-то ходили. Чтобы сам момент выхода из класса был в этом действии главным.

Эпопеи нашего детства
Реплика директора Сергея Владимировича

Я помню, что в моем школьном детстве были целые эпопеи, посвященные тому или иному увлечению. Причем эти эпопеи длились буквально по четвертям. Одна четверть – все играют в фантики. Другая четверть – все бегают наперегонки. Третья четверть – наряжают бумажных кукол. Четвертая – играют в ножички...
Помню, было и такое занятие. Сугубо мальчишечье, правда. В школьных подоконниках раньше были такие выбоины, ямочки. Подбирался подходящих размеров шарик. Этот шарик надо было закатить в ямочку. У тебя только один удар, и совершенно ясно, что ты не попадешь туда с первого раза. И вот ты толкаешь этот шарик, потом другой толкает его. В общем, что-то вроде гольфа на подоконнике. Это была массовая эпопея.
На наших подоконниках никаких выбоин нет. Не выбивать же! Это уже порча школьного имущества получится. Да и где тогда цветы будут стоять?
Но главная проблема вот в чем. Как только учитель начнет организовывать какую-нибудь эпопею, тут все и затухнет. Надо подумать, как подлить масла в огонь, но так, чтобы учитель в этом не принимал участия...

Нужен переключатель
Реплика учителя музыки Сергея Евгеньевича

Честно говоря, с девочками все проще – другие масштабы. Те, которым нужно бегать, бегают, но несильно. А те, которым нужно посплетничать, стоят и шушукаются.
А вот мальчишек каким-нибудь рассматриванием книжки, даже если она про оружие, надолго не займешь. Ну, день-два, а потом они снова начнут носиться по партам. Это у них «салки» называется.
Нормальные дети, просто им надо побегать. Хотя ясно, что, если бы у них было какое-то дело, они бы не стояли на ушах. Им не столько нужно побегать или размяться, сколько переключиться. Перемена – перемениться, переключиться. Сменить деятельность.
Вот бы организовать какое-нибудь общешкольное увлечение! Может быть, коллекционирование чего-нибудь? Или футбол?.. Нет, это не для перемены. Только после уроков...

Внедрить народные игры
Реплика словесника Марины Владимировны

Может быть, действительно народные игры? Прятки, жмурки, хороводы?..
Вряд ли... Хотя на улице ведь играют...
Внедрять игру хорошо бы через лазутчиков. Но как? Во всяком случае, если я напрямую скажу им: мол, я сейчас научу вас игре, в которую очень интересно и полезно играть на перемене, – дело обречено на провал…
А если народными играми в рамках урока заняться? Но не впрямую, а опосредованно. Я не знаю – диктанты по ним писать, изложения. Просто работать с текстами этих народных игр…
Например, одна компания, ознакомившись с описанием какой-то игры из списка (в энциклопедии, например), изображает ее. А другая компания должна узнать, что за игра – список перед глазами. Тогда народные игры, глядишь, ненавязчиво и запомнятся.

Диснейленд в коридоре
Реплика физкультурника Федора Андреевича

А что если бы на переменах работали аттракционы, как было на новогоднем празднике. (Что там за аттракционы 6«Б» напридумывал, кто помнит?)
Ну вот, например: кто за минуту больше воздушных шариков в папины треники засунет.
Или: из пяти попыток надо было с табуретки три раза попасть монетой в кружку, которая стояла в ведре с водой. Что еще?
С завязанными глазами что-то рисовать.
Потом надо было за полминуты пробежать по совершенно головокружительному маршруту с препятствиями из парт, стульев, досок и веревок.
Дротики были. Комната смеха.
Авторы аттракционов вручали победителям призы в виде определенного числа конфет. Набрав нужное число конфет, можно было тут же купить на них какую-нибудь игрушку из киндер-сюрпризов, которых дети натащили из дома в огромном количестве.
Что-то в этом роде можно устроить на переменах. Значит, так: дети придумывают аттракционы и устанавливают их для работы – но только на переменах. Пусть призы придумают. Можно оригинальный какой-то приз, не обязательно конфеты.
Есть ответственные за аттракционы, они же и материально ответственные. Наскучил какой-то аттракцион – запускаем новый. Здорово? Вот это надо будет обязательно попробовать...

Как Шерлок Холмс
Реплика историка Дарьи Максимовны

А что если прятать вещь, а потом ее искать? На перемене.
Стоп! Как это может выглядеть?..
Например, за две минуты до окончания урока выпускается человек с какой-нибудь вещью. Ему выдаются ключи от всех помещений школы. Нет, пожалуй, лучше ключей не давать....
И он эту вещь прячет. На перемене все ищут. Не нашли – идут на урок. Потом на следующей перемене опять ищут. И так далее, пока кто-то не найдет. А кто нашел, тому передается почетное право прятать в следующий раз.
Хотя по всей школе искать – это слишком. Не найдут ведь и за день. Хотя если будут искать все перемены, тоже неплохо.
И потом, можно подсказки какие-нибудь легализовать! Например, прятавший сообщает последнюю букву того слова (или, вернее, того предмета), рядом с которым спрятана вещица.
Или сужать круг поисков: сегодня прячем тетради так, как бы их спрятал, например... например, великан. Тогда искать вещи надо где? Правильно, наверху. А как бы спрятал карлик? Карлик бы спрятал где-то внизу. Поиски облегчаются.
А может, и вовсе на видное место положить? Как Шерлок Холмс. Или пусть уголочек хотя бы торчит…
А по карманам шарить не нач­нут? Та-ак, надо подумать, как избежать карманов...
Большой предмет прятать! Арбуз или глобус!..
А захотят ли они искать глобус? Зачем им глобус, скажите на милость? Хотя один-то раз такое задание сработает.

Целое и части
Реплика учительницы начальных классов Софьи Петровны

А что если им надо будет найти части, чтобы потом собрать целое? По-моему, хорошо.
Допустим, за две минуты до конца урока три человека прячут эти пять вещей по всей школе. Глобус, магнитофон, словарь Даля, гитару и банку с вареньем. Находят... И что? Может быть, дать им домашнее задание, отталкиваясь от этих вещей? Например, придумать задачу. Или оставить это целое для творческого задания на последнем уроке. К примеру, для сочинения.
Один раз опять-таки сработает. А потом, ой, боюсь, не будут детки собирать целое: еще, мол, на дом зададут писать сочинение…
Как же замотивировать надолго поиски спрятанной вещицы?..

Тетрадные копи
Реплика словесника Анны Ефимовны

А если спрятать проверенные тетради, которые обычно раздаешь в конце дня? Нашел чужую тетрадку – тебе плюс. Чем больше нашел тетрадей, тем больше плюсов получил на полях своей тетради (и так по любому предмету, кстати, можно сделать). К концу дня, глядишь, они все тетради и найдут.
А еще лучше так. Сегодня одна половина детей прячет, другая ищет. Завтра они меняются ролями. Здесь хорошо то, что те, кто прятал, будут ходить по пятам за теми, кто ищет. Им же любопытно будет знать, как проходят поиски. (Для облегчения поисков можно даже в «горячо – холодно» сыграть). И если кому и придет дурная мысль бросить чужую тетрадку, например, в помойное ведро, то он при свидетелях постесняется.
Еще можно прятать дневники. Прячут, к примеру, дежурные. В тот день, когда я их проверяю. А проверяю я их в пятницу. Уф! По крайней мере по пятницам проблема перемен будет решена.

Спецодежда
Реплика физкультурника Федора Андреевича

А если всех детей на перемене обувать в мягкие тапочки? Как в музее. А что, спецодежда для перемены! Перемена – значит, во всем перемена.
Представьте: звенит звонок с урока, все чинно надевают мягкие тапочки, завязывают шнурки. Тишина. Только дети сопят над шнурками…
Только завязали – уже пора развязывать, на урок идти. Красота!..
(Участники малого педсовета, хихикая, расходятся по кабинетам.)

От редакции
В одном из осенних номеров газеты мы собираемся опубликовать методические рекомендации Сергея Реутского по организации перемены. С. Реутский – замечательный педагог-исследователь, учитель физкультуры, автор уникальной методики по физическому развитию детей. Его практические советы, чем и как восполнять дефицит двигательной активности у современных школьников и в то же время снимать у них перевозбуждение, пригодятся не только классным руководителям, но и педагогам группы продленного дня, а также учителям-предметникам.

TopList