Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2007

Архив

О том, как я нечаянно организовал очередь в… чулан

* опилки дидактики

Сергей САВЕЛЬЕВ,
учитель музыки, Москва

История одной школьной перемены


Все-таки чулан – великая вещь.
Раньше в старых домах хоть маленький чуланчик, да был всегда, а нынче это уже диковина.
В школе проще – всегда найдется закуток, в котором можно организовать пристанище для нужных вещей. А их у меня много: несколько гитар, синтезатор, подставка для нот, учебники, магнитофон и много чего другого, что должно быть все время под рукой и что в конце рабочего дня желательно спрятать под замок.

…Мой чуланчик находится в закутке под лестницей на второй (он же последний) этаж махонькой школы, что расположилась в одном из подъездов жилого дома в Измайлове.
Раньше в этом закутке, отгороженном металлической сеткой, был живой уголок, который вызывал неизменный восторг у местных детей, приходивших сюда со всего района поглазеть на разные чудеса природы: ярких попугайчиков, канареек, нескольких перепелок, которые вот-вот должны были в очередной раз снести перепелиные яйца, хомячков и белых крыс с красными глазами и длинными голыми хвостами.
Потом приехала сан­эпидстанция и закрыла наш живой уголок. И тогда на этом месте появился чулан-кладовка, а на подходе к нему – аквариум с рыбками.
Вот в этот-то чулан я и направлялся на большой перемене, дабы навести там порядок и взять гитару на урок, но тут наткнулся на первоклассника Сережку.

…Сережка, закатав рукава рубашки и засунув обе руки в воду чуть не по шею, старательно шарил среди аквариумных водорослей.
Я аж оторопел от такой наглости и не нашел ничего лучшего, как спросить:
– Ты что делаешь?!
– Хочу погладить рыбку, – сказал Сережка не моргнув глазом. (Как будто это обычное дело – гладить рыбок!)
Животное, к слову сказать, всячески сопротивлялось сему дружественному натиску и металось по аквариуму в поисках спасения от любвеобильного Сережки.
Я прервал издевательства над рыбкой и призвал отрока присоединиться к кучке его сверстников, расположившихся тут же рядом на коврике и игравших «в сотки». Серега нехотя согласился, с кислой миной на лице вытирая мокрые руки о рубашку и штаны.

…Только я открыл свой чуланчик и начал наводить там порядок под громкие возгласы СУ-Е-ФА! за спиной, как услышал:
– А что это у вас тут, Сергей Евгеньич? Можно посмотреть?
– Да смотри, Сереж, мне не жалко. Вон видишь: труба. А это флейта. Вот металлофон. Был у вас такой в садике, так ведь?
– Был. А можно в трубу дунуть?
– Давай попробуй…
Сережка прижал мундштук к губам и начал дуть. Это оказалось совсем не просто. Сережкины щеки раздулись, глаза зажмурились, лицо стало красным. А толку – ноль. Только пыхтение одно.
Впрочем, после пятой попытки звук победно проявился, да к тому же такой хриплый и громкий, что все игроки-соточники как по команде повскакивали с пола.
– Ух ты! Сергей Евгеньич! А можно мне тоже дунуть?
– А мне?
– И я хочу!..
Этого я не предусмотрел. Мало ли у кого какая инфекция, а они будут тут слюнявить один мундштук? Не-е, так дело не пойдет!
Я сделал строгое лицо и отрезал:
  – Все! Больше никому нельзя. Я только Сережке разрешил… он самый маленький, – выкрутился я.
– А можно мы тоже посмотрим, что у вас в чулане?
– Смотрите. Только быстрее, а то у меня много дел еще.
Мальчишки, отталкивая локтями друг друга от входа, стали разглядывать мой чуланный скарб. Проходящие мимо девчонки тоже присоединились к любопытствующим.

…У меня никак не получалось сосредоточиться, и я вдруг понял, почему: в чуланчик, куда и я-то с трудом помещаюсь, уже втиснулись человек пять детей.
Я попытался сказать гостям, что им пора уходить, – ноль внимания.
Тогда я стал вытаскивать их из кладовки по одному, но количество детей в кладовке от этого почему-то не становилось меньше: видимо, они влезали обратно.
Тогда я сказал:
  – Если вы сейчас же не вылезете, то я запру вас здесь НАВСЕГДА, – и на последнем слове сделал страшное лицо.
И тут же слышу:
– Сергей Евгеньич, а правда, что вы сможете меня в чулане запереть? А? Ну пожалуйста!
Так и есть – опять Серега!
  – Да ты чего, Серега, что ты говоришь, тут же темно и страшно. Давай отходи, иди по своим делам. Я пошутил.
– Ну, Серге-ей Евге-еньич, ну, пожа-алуйста. Ну только на мину-уточку…
Остальные детки с любопытством наблюдали, что будет дальше.
– Нет, Серега. Нельзя! – отрезал я. (Ну действительно, увидит кто – решит, что Сергей Евгеньевич совсем до ручки дошел – детей в чуланы начал запирать.)
– Нет, Серега, я же сказал нельзя – значит, нельзя!
– Ну пожа-алуйста, ну Серге-ей Евгеньич… Ну заприте хоть на полмину-утки, – снова заканючил Сережка…

…В общем, уговорил.
Я закрыл за Сергеем дверь кладовки, повернул в замке ключ и, сказав, что ровно через минуту приду, вроде бы пошел в учительскую, но на полдороге вернулся и стал из-за угла глядеть, как будут разворачиваться события у чулана.
Дети стояли у запертой двери в полной тишине, видимо, пытаясь уловить, что же происходит по ту сторону двери. Серега, стоя в чулане, очевидно, занимался тем же самым.
Минута тянулась страшно долго, но вот я уже отпирал дверь, выпуская Серегу на волю.
На Серегином лице сияла таин­ственная улыбка.
– Ну как?  – почему-то шепотом спросил Олег.
– Во!  – только и смог сказать Серега, широко раскрыв глаза и выставив перед грудью большой палец…

– …Так! Всё, ребята! Хорошего понемногу, у меня дела, расходитесь, – бодро стал я взывать к народу, думая, что этим дело и кончится.
Я запер дверь и пошел было в сторону учительской...
– Сергей Евгеньич, – Олег осторожно, но вполне настойчиво взял меня за рукав свитера, – а я тоже хочу в чулане посидеть. Почему Сережке можно, а мне нельзя?
– И я хочу, – включилась Ольга, Сережкина старшая сестра, давно с материнским любопытством наблюдавшая за приключениями брата.
Теперь уже все детки вцепились в рукава моего свитера, потихоньку, но неумолимо смещая меня в сторону чулана.
– Ну ладно (вот ведь влип!)… давай, Олег… только быстрее…

…После Олега в чулане сидели Оля, потом Никита, за ним Коля с Сашей, потом Маруся с Аленой. Перед входом в кладовку выстроилась очередь человек в пятна­дцать не меньше.
Все посидеть не успели, – прозвенел звонок, большая перемена закончилась, и все разошлись по классам. У меня тоже был урок.
На следующей перемене подхожу к чулану гитару запереть – у чулана опять очередь. Стоят и смотрят на меня: ну Серге-ей Евге-еньич…
Короче, за всю неделю я так и не навел порядок в своем чулане.

TopList