Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2007

Архив

Кто, что и зачем хочет от нас от имени государства

* открытый микрофон

Юлия СИЛИНГ, учительница литературы,
школа Муми Тролль, сотрудник НМЦ «Гуманист», Москва

По результатам одного исследования


В прошлом учебном году сотрудники Научно-методического центра «Гуманист» провели в школах нескольких регионов страны исследование, посвященное патриотическому воспитанию на уроках, а также внеклассной работе со старшеклассниками. Было проанализировано региональное законодательство, планы воспитательной работы районов и школ, проведено анкетирование учителей, детей и родителей.

Уважаемые коллеги, у вас дежавю не возникает, когда утверждают план учебно-воспитательной работы школы? У меня, например, случается. Особенно когда читаю уже подзабытые немного формулировки типа «военно-патриотическое воспитание». Вот о нем сегодня и хотелось бы поговорить.

Почему именно о нем? Да уж очень много о нем последнее время говорят другие. Причем именно в этой формулировке – «военно-патриотическое». Она настолько привычна, что не всякий задумается: а почему патриотизм, то есть любовь к Родине, должен быть непременно связан с войной? Исторически понятно: главный материал, на котором патриотизм воспитывали в советские времена, – это история Великой Отечественной войны. Кроме того, для советской идеологии была очень значима полярность мира, его деление на своих и чужих. Мы должны терпеть нескончаемые временные трудности, всецело поддерживать линию партии, не ездить за границу, не общаться с иностранцами, не слушать джаз – нужное подчеркнуть, – поскольку иначе «они» нас победят.

Сейчас вроде бы двухполярности мира уже нет, напротив, с трибун говорят об интеграции в мировое сообщество, и в то же время отмечается странная тенденция. Посмотрим на некоторые официальные документы, определяющие государственную политику в области образования.

Доходит до абсурда

Вот, например, «Мероприятия по реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Россий­ской Федерации на 2001–2005 годы” включают в себя 101 меро­приятие». Из них мероприятий, способствующих военно-патрио­тическому воспитанию, – шесть­десят одно (61), а «воспитание патриотизма средствами искусства и через знакомство с народными культурами России» – десять (10), «воспитание патриотизма через изучение истории и краеведения» – семь (7).

В программе патриотического воспитания на 2006–2010 годы еще пуще. Даже вроде бы весьма мирные дела оказываются странным образом связаны с военными ведомствами. Пункт 6, к примеру, выглядит вполне безобидно: «Международный фестиваль народного творчества “Дни мира на Тихом океане”» (2010). Дни мира – это прекрасно. Только вот в качестве исполнителей этих дней мира перечислены: Роскультура, МИД России, Мин­обороны, МВД РФ, ФСБ РФ, Мин­обрнауки, Росвоенцентр, администрация Приморского края. Дни мира в исполнении Мин­обороны – само по себе звучит нелепо. А уж если ему в этом посодействуют ФСБ, МВД и Росвоенцентр, штатские ведомства вряд ли их перевесят.

Доходит до абсурда. Для пробуждения патриотизма учащимся предлагается праздновать как 300-летие Полтавской битвы, так и 130-летие образования уголовно-исполнительной системы России, на что, между прочим, в 2009 году предполагается потратить 700 тысяч рублей, в том числе 600 тысяч – из федерального бюджета.

Есть и достойные исполнители этих программ. Вот правительство Московской области принимает постановление с конкретными численными показателями:
– увеличивать число воспитанников военно-патриотических клубов и объединений на 7% ежегодно;
– увеличивать число участников оздоровительно-спортивных мероприятий не менее чем на 20%, в том числе количество участников военно-спортивной игры «Защитник Отечества» до пяти тысяч человек;
– формировать в летний период до 50 областных и межрайонных оборонно-спортивных оздоровительных лагерей ежегодно.

Правда, не очень понятно, как выполнять такие решения, не нарушая Закон РФ «об образовании», где четко сказано, что учащиеся «имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом». На то и военная ситуация, чтобы вольнее трактовать законы?

Таким образом, уважаемые коллеги, скорее всего у нас не очень получится привычно не обращать внимания на очередные веяния сверху. Придется разобраться, кто, что и зачем хочет от нас от имени государства и что мы с этим можем поделать.

Определение патриотизма

Чтобы понять, что от нас хотят, опять обратимся к документам. В той же «Программе патриотического воспитания на 2001–2005 годы» находим интересное определение патриотизма. Оказывается, это «особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества».

Понимаю, что трудно, но по­пробуем вчитаться. Особенно знакомыми кажутся строки о приоритете общественных и государственных (!) начал над личными. То, что скажет государство, должно в случае успешной реализации этой программы стать для наших учеников «высшим смыслом жизни и деятельности». (Мне вспоминаются Оруэлл и Замятин, а вам?)

Цели государства

Каковы же цели этого государства? Экономическая мощь? Социальная защищенность? Правовое общество, где властвует закон? Наконец, позволим себе наивные мечтания, счастье его граждан?

Ничего подобного. В определении цель хорошего патриота обозначена четко – «обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность». Переводим на русский язык: «Пусть к нам никто не лезет, а уж как там наши граждане – дело десятое!»

Такой подход еще можно понять, если речь идет о задачах военного ведомства, но ведь это, напомню, программа воспитания всех российских школьников.

Кто от нас этого хочет? Прежде всего, конечно, государство – тут все понятно, очень удобно иметь дело с гражданами, для которых государственное начало выступает как высший смысл жизни и деятельности. К нашему удивлению, общество (в том числе родители) – тоже. И причина тут прежде всего в том, что наше общество, за много лет привыкшее к тому, что высший смысл жизни каждому человеку выдавали в готовом виде еще с детского сада, растеряно и смущено отсутствием общей идеологии. Людям не хватает ощущения большого дела, которое они делают все вместе ради каких-то высших целей, они чув­ствуют себя униженными социальным расслоением общества и мечтают вовсе не о том, чтобы самим добиться в жизни того, чего они хотят, а о том, что придет кто-то и снова вернет им чувство утраченного вместе с Союзом или знакомого лишь по маминым рассказам величия.

Тут-то и возникает тенденция, о которой мы с вами ведем сегодня речь – милитаризация российского образования, в частности воспитательной системы. И вот уже создается образ врага (как исторического, так и современного). Это происходит тогда, когда история России подается как непрерывная история войн, когда в литературе понятие героя (и просто достойного человека) становится тождественным понятию героя войны, когда курс «ОБЖ» становится практически курсом «НВП», проводятся всевозможные конкурсы военного строя и песни, военизированные игры и т.д.

Чем же это плохо?

Во-первых, даже если с трибун перестанут звучать слова об интеграции в мировое сообщество – никуда нам от нее не деться. Эпоха железного занавеса окончилась, и именно нашим ученикам предстоит строить с миром не военные, а деловые, партнерские взаимоотношения.

Во-вторых, если подростка уже научили, что мир состоит из «наших» и «ненаших» и все «ненаши» – враги, то ему, естественно, захочется с этими врагами драться, чтобы стать героем, как те, о которых ему столько рассказывали. Но дальний враг – где-то и когда-то, зато под боком очень много «чужих»: приезжие, люди иной национальности, веры, богатые (или неудачники-бедные), очкарики, отличники и т.д. И вместо мира такое воспитание принесет нам раздоры и увечья.

И что будет делать подросток, так военно-патриотически воспитанный? Учиться? Зачем? Ему и так есть чем гордиться – он гражданин Великой страны. Он строем ходит, мышцы качает и ходит в камуфляже. А потом вдруг выяснится, что работодателя это не очень убеждает. И – разочарование, обида, упущенное время.

Что же делать?

Что же нам, учителям, с этим всем делать? Ответ звучит парадоксально: заниматься патриотическим воспитанием. Настоящим. Растить людей, которым не все равно, что происходит рядом с ними. Людей, которые знают свою историю: чем-то гордятся, а чего-то стыдятся, потому что имеют совесть. Размышляют над вечными вопросами. Помогают старикам, инвалидам, экологам, реставраторам – всем, кому и чем могут. Учатся, творят, изобретают. И становятся гражданами, которые приносят реальную пользу своей стране и готовы защищать и свои права, и права своих сограждан.

Реплика от редакции
Хорошо бы, конечно, растить детей совестливыми, размышляющими о вечном, помогающими старикам, любящими свою Отчизну. Но тут вопрос опять упирается в средства – КАК? И порой оказывается, что НИКАК – лучше, чем «по-передовому».
Обычно если человек хочет, чтобы у него получилось что-то хорошо, он должен очень стараться делать это как можно лучше. А в патриотическом воспитании (так же как и в нравственном, и в религиозном) все с точностью до наоборот: если хочешь, чтобы получилось, не надо слишком стараться делать это хорошо. Слишком интимная эта сфера – любовь к человеку, к Богу, к Родине, чтобы действовать напрямик. Можно таких дров наломать воспитательными кампаниями – и все из самых лучших побуждений!

Есть такие сферы человеческой деятельности, где чем хуже (чем меньше энтузиазма, масштабности и так далее) – тем лучше. Иначе самые высокие идеалы могут вызвать у наших учеников справедливый протест.

Но тем ценнее всякий искренний, честный поиск путей и живой педагогический опыт в этой сфере. С методическими разработками коллектива сотрудников НМЦ «Гуманист» вы сможете познакомиться в будущих выпусках газеты и в серии наших брошюр за 2008 год.

TopList