Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2007

Разное

Долгоиграющая тетрадь

Учителям очень не хватает того, что поддерживало бы учеников в хорошей языковой форме. Чего-то вроде спортивно-лингвистических тренажеров. Положим, ознакомились мы с разновидностями чередования гласной в корне или со спряжениями глагола. А как приучить руку безошибочно писать именно корень -бер- (а не -бир-) или в глаголе второго лица единственного числа – окончание именно -ешь (а не -ишь)?

Можно, конечно, просто пройти тему (не мимо ли? – любимая присказка Лидии Филякиной). Тот, у кого есть интуиция, и до всякой темы писал правильно. А вот как помочь тем, у кого интуиция не срабатывает?

Раздаточный дидактический материал? Заполнил серую бумажку, есть ошибки или нет, все одно – выбросил. Нет, здесь нужно что-то долгоиграющее, многократного использования. И вот появились в нашем арсенале клеенчатые тетрадки по русскому языку.

Первые три были вынужденной мерой: периодически я вдруг ужасалась изобилию тех или иных ошибок. Например, за некоторыми спинами аж до третьего класса тянулось хвостом «масло масляное»: всякие «щявель» и «плачют». Караул! Чтобы покончить раз и навсегда с этим безобразием, мы с коллегой Ольгой Лапиной и придумали первый задачник. Он был на основные фонологические правила: правописание «жи-ши», «ча-ща» и «чу-щу»; «чк-чн» и иже с ними; разделительных мягкого и твердого знака.

Второй и третий задачники, посвященные «трем китам» русской орфографии – безударной гласной в корне, парной и непроизносимой согласной, — возникли следом. Эти тоже были «аптечкой скорой помощи» тогдашнему четвертому классу.

В пятом классе появились еще два. Теперь уже не авралом, а загодя, предвкушая продвижение в материале. В одном задачнике – именное склонение и все сопряженные с ним трудности правописания окончаний. В другом – еще три больших раздела: чередование гласной в корне, правописание приставок «пре-» и «при-» и спряжение глаголов.

Технические характеристики

Все пять задачников были набраны на компьютере. Словесный материал в основном придумывался по ходу дела, некоторые конкретные задания позаимствованы из замечательных книжек Т. Рик и не менее замечательной книжки Г. Граник, С. Бондаренко и Л. Концевой «Секреты орфографии». Тексты для раздела «Всего понемножку» брали из книг, что лежали под рукой, и потом «дырявили».

Две страницы задачника формата А-4, выведенные в печать через принтер, засовываются в прозрачный файл, и получается один лист клеенчатой тетради. Пронумерованные листы сшиваются вместе (в файлах предусмотрены отверстия для шнурка). Готово!

Тексты упражнений пронумерованы римскими цифрами, а инструкции к упражнениям (см. в конце раздел «Список инструкций») – арабскими. Учительская запись на доске: XV – № 4, № 13 и № 20 означает, что с текстом упр. XV ученики должны проделать операции, указанные в «Списке» под цифрами 4, 13 и 20.

Инструкции могут быть, например, такими: определите падеж местоимения; поставьте ударения; подчеркните качественные прилагательные; обведите в кружок сомнительную согласную; отметьте корень; выделите основы предложений и так далее. Штук сорок самых разных инструкций.

Это здорово, что к одному и тому же тексту я могу отослать ученика с любым набором инструкций – в зависимости от проживаемого материала, моих задач или конкретных проблем этого самого ученика.

Договоренности

В такой самодельной тетради-задачнике работать нужно только спиртовым(!) маркером, который в отличие от водного собрата не стирается пальцем. Маркер должен быть не красного и не зеленого цвета, потому как красный и зеленый – цвета проверяющего.

Первый заход в задачник – это инструкция № 1 – «Вставить пропущенные буквы». Эта инструкция выполняется только на время(!), которое и записывается в конце упражнения (например, t1 = 45 сек) Это принципиально. Не ограничь ребят временем – и они будут долго думать головой, вспоминать орфограмму и, боясь ошибиться, спрашивать у мамы, какую букву вставлять. В итоге все у них будет правильно, и как раз это лишит их возможности еще раз вернуться в данное упражнение. Не голова – думать, а рука должна сама собой писать правильно. На сочинении некогда размышлять, как что пишется, – успеть бы закончить мысль. Значит, руку надо приучать быть умной.

Итак, ученик заполняет заданные номера быстро (приблизительно за одну-две минуты каждый) и отдает учителю на проверку. Если учитель не находит ошибок, то он зануляет упражнение, то есть в конце ставит зеленый или красный 0. Или другую цифру – в зависимости от количества ошибок (1. – одна ошибка, 8. – восемь).

Если в упражнении есть хотя бы одна ошибка (не говоря уж о нескольких), ученик ее вначале прорабатывает по инструкции из «Проработки ошибок и неточностей». Только после проработки(!) стирает упражнение одеколоном (ноу-хау в этой области – дезодорант и освежитель воздуха) и заполняет его заново. Опять же – на время. Появляется t 2.

Учитель еще раз проверяет и еще раз выставляет количество ошибок напротив t 2. И ученик с удовольствием констатирует, во-первых, тот факт, что время t 2 меньше времени t 1. А во-вторых, что ошибок стало меньше!
А то и вовсе 0!

Бывают трудные случаи, и упражнение зануляется только с третьего или четвертого раза. И не только потому, что ученик не проработал ошибки, но и потому, что выплывают новые. В конце концов он становится асом и заполняет упражнение за какие-нибудь 40 секунд и без единой ошибочки!

К «зачету по клеенке» допускаются те, у кого занулены или готовы к занулению все номера и выполнены все прилагаемые к ним инструкции. Но непременно у кого-то будет что-то не так, и вновь по школе поплывут испарения тройного одеколона, проникая во все углы и оповещая всех о нашем зачете...

Возврат на фоне

А через полгода-год полезно еще раз запустить ребят в тот же клеенчатый задачник. Только на этот раз они управляются с ним по-свойски – очень быстро и в два присеста (рука «поумнела»!) И проверяют друг у друга сами (хлебом не корми – дай только что-нибудь проверить). Что остается учителю? Поставить отметки «за тщательность проверки» в журнал.

Возврат вполне может происходить на фоне кропотливой работы в следующем задачнике. И эта работа, в свою очередь, никак не мешает проходить очередную тему по программе. Получается наступление по трем фронтам.

Где взять время еще и на клеенки? Ребятам – разве что минут десять (я задаю не больше десяти номеров одновременно), ведь клеенки, как вы уже убедились, заполняются автоматически и очень быстро. А вот учителю действительно приходится попыхтеть. Я, например, первое время втискивала проверку в какое-нибудь «окно». А бывало, что доверяла проверку грамотеям, занулившим свою очередную клеенку досрочно.

Нет, клеенчатые тетрадки – это здорово. Правда, от размазанных одеколоном маркеров они постепенно приобретают синюшный цвет. К тому же их тяжело таскать. Зато в письменных работах моих учеников после очередного задачника резко снижается количество определенного сорта ошибок.

А игровые групповые задания по клеенчатой тетради для своих учеников читатель, я уверена, выдумает сам. Такие, чтобы на уроке еще раз состоялась встреча сверст­ников друг с другом, чтобы между ними мог возникнуть по-настоящему живой разговор о тонкостях русского правописания.

От редакции

Подсказка учителям-предметникам, решившим сделать для своих учеников подобные тренажеры: кроме ошибко­опасных мест в общеупотребительных словах можно «дырявить» научные термины, специфические слова, даты, имена исторических лиц, географические названия, формулы и т.д.

TopList