Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2007

Разное

Таблица умножения словарных слов

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своем не поддается никакой логике (детской, во всяком случае), – целый толстенный словарь. Не говоря уж о научных терминах – по физике, химии, географии, биологии и т.д. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо еще, если ребенок много читает и у него достаточно развита интуиция. А если он «корзину» с «картиной» уже третий год запомнить не может?

Как при запоминании избежать постылой зубрежки? А если разнообразить это монотонное скучное дело какими-то сюжетными ходами? Придумать интригу? Так организовать эту работу, чтобы дети имели возможность встретиться не только с капризным словом, но и (может быть, это главное) друг с другом, обнаружить друг друга и удивиться.

Глядишь – а словарные слова как-то сами собой и улеглись в голове.

Солнышко и стенка

Однажды мы с классом договорились, что если ошибся в словарном слове, то его, во-первых, нужно написать на солнышке не менее пяти раз, а во-вторых, вывесить на стенку.

Солнышко выглядит примерно так, как нарисовала его Варя, прорабатывая слово «карман».


При этом важно, чтобы словарное слово было написано не только несколько раз, но и не в одну строчку (как это обычно делается). А обязательно на лучах солнышка, то есть под разным углом зрения. И буква, из-за которой слово угодило на солнышко, должна бросаться в глаза своей величиной.

А что за загадочное «вывесить на стенку»? Учителям это надо понимать буквально. Солнышко солнышком, но опыт показывает, что иногда его бывает недостаточно. (Словарных слов так много, целый словарь. Разве все упомнишь!) Хорошо бы вернуться к нашему крепкому орешку еще разок или лучше – два. Для этого можно, например, написать строптивое слово на листе большого формата жирным фломастером, выделив проклятущую букву размером и цветом.

А затем вывесить листок для всеобщего обозрения на стенку класса при помощи скотча. Стены наших классов постепенно скрываются под этими своеобразными обоями. (Учителю же при покупке скотча придется позаботиться о том, чтобы он не оставлял после себя на крашеных стенах темных следов.)

Откуда бы взяться такому количеству и разнообразию словарных слов? Ведь в конце учебника по русскому языку их не так много, и список для всех один.

Сочинения, изложения (короче, все, что пишется на уроках русского и литературы) – это один источник. Другой (столь же неистощимый, но черпаешь из него уже в средней школе) – это тетрадки по предметам, требующим конспектирования (истории, географии и так далее). Я их периодически собираю и проверяю. Появившаяся на полях (конечно, с другими) цифра 6 обязывает ученика действовать согласно вышеуказанной инструкции. Вот вам и куча словарных слов, причем каждое – из персонального словаря учащегося N!

Круговорот слов

Неделю слова висят, а ребята их обживают, рассматривают, иллюстрируют (это любимое), попутно кое-что запоминают. Да просто узнают новые слова! В общем, взаимообогащаются. Каждый день (с подачи учителя или без) отмечают, что новенького появилось на стенках.

И вот листков со словами уже столько, что места на стенке не хватает. Что делать дальше? Тут как раз и наступает момент урока, который называется «стенка». Учитель дает несколько минут для «фотографирования». Затем счаст­ливчик (тот, кто заработал или кому просто повезло совершить этот ритуал) торжественно снимает все слова со стенки, при этом как-то так сложилось само собой, что каждое слово проговаривается вслух, по слогам и хором – как в первом классе. Последовательность снятия слов не случайна. Ее определяет история, которая сочиняется счастливчиком тут же, по ходу дела. Истории бывают притянуты за уши, но среди них встречаются и забавные. (Иногда после ритуала снятия слов со стенки я давала задание восстановить ту или иную историю, в соответствии с ее ходом развешивая перепутанные листочки по местам. Это тоже работает на невольное запоминание.)

Наконец пачка листов в руках учителя. Следующий ход: он быстро (почти скороговоркой) диктует слова, ребята записывают их в тетради. Затем наступает момент проверки. Ребята меняются тетрадками в парах. Учитель предъявляет им листочки по одному. Это еще одна встреча со словарным словом. Помните, сколько их? Нашлась ошибка (№ 6 на полях) – солнышко – изготовление правильного листочка – вывешивание – пребывание на стенке – ритуал снятия – диктовка – проверка. Семь! Как тут не запомнить даже самое длинное и экзотическое слово (мИстИфИкация) и сколько бы их ни было.

Ребята сверяют листок с тем, что видят в соседской тетради. И если ни у кого ошибки не обнаружено, то слово отправляется «на пенсию» (дети придумали), с тем чтобы отдохнуть. Но, может статься, через некоторое время (например, месяц) оно опять окажется на стенке для проработки.

Если же в классе есть хоть один прокол (поднятая рука означает ошибку), то несчастное слово (ну нет ему покоя) немедленно возвращается на стенку. Через неделю его ждет еще одно испытание, правда, уже в новой компании.

Подводим итоги. Ни одной ошибки – пятерка, одна-две – четверка, от трех до пяти – тройка, больше пяти – двойка, а то и вовсе кол. Личная подпись. Тетрадь возвращается к хозяину.

Обсуждаем, по какой причине слово вторично угодило на стенку: или «ошибкоопасное» место выделено непрофессионально, или фломастер бледный. Знатоки этого дела берут листок со словом «на реставрацию»…

Вот такой круговорот слов в природе.

TopList