Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2007

Архив

Уроки самоопределения: профориентация или профанация?

Автор — психолог Галина Резапкина

Пояснительная записка к систематическому курсу «Уроки выбора профессии: 5–9 классы»


В ближайшие 10–15 лет демографы предсказывают резкое уменьшение числа трудоспособного населения. Есть прогнозы, что число абитуриентов может превысить число выпускников школ. Между тем большинство молодых специалистов не работают по специальности – одни не могут найти работу, другие просто не хотят работать.

Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров – вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь.

Боюсь, что слова ученых о деградации человеческих ресурсов в нашей стране уже не предостережение, а констатация факта. После вступления России в ВТО ситуация только осложнится: на рынок рабочей силы хлынут мигранты, которые не боятся любого труда, не пьют и охотно размножаются.

Второй путь

Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от нас, взрослых. Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Но это в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой.

Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. В противном случае мы получаем идеальный объект для манипулирования сознанием. Из такого подростка можно вылепить послушного потребителя, который автоматически покупает все, что рекламируется, послушного избирателя, который правильно голосует, послушного и свободного от сомнений исполнителя чужой воли.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а чест­ного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Школа может направить свои усилия либо на отбор и селекцию «перспективных» детей, зарабатывая очки на медалистах и стремясь к стопроцентному поступлению выпускников в вузы, либо – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса.

Три года назад учителя и школьные психологи интересовались: «Профильное обучение – это надолго? Может, это очередная кампания? Может, само рассосется?»

Не рассосется. Пришло время других вопросов.

Вопросы, вопросы…

Какими профессионально важными качествами, знаниями и навыками должен обладать тот или иной специалист? Где их можно получить?

По каким программам и методикам работать? По ДДО, ОПГ и Карте интересов, над которыми потешались еще родители сегодняшних школьников?

Где взять профессиографические материалы, без которых немыслима профильная ориентация? Из журналов, информация в которых проплачена коммерческими вузами?

Как соотносится количество и структура профилей с требованиями рынка труда?

Обычно профиль обучения определяется возможностями школы (сильные физики, партнерские связи с техническими вузами – давайте сделаем физико-математический класс) и запросами учеников, а точнее, их родителей, которые нередко руководствуются либо своими нереализованными амбициями, либо собственными представлениями о счастливом будущем своих детей. В перспективе – еще одно поколение молодых людей, ищущее свое место в жизни методом проб и ошибок.

Как и раньше, в треугольнике «рынок – профессиональные намерения молодежи – профессиональное образование» отношения развиваются по типу раковых клеток, плодя никому не нужных специалистов, чтобы прокормить бессмысленное количество вузов.

Но та или иная концепция здесь ни при чем. Она ни к чему не обязывает. Она предлагает.

Что предлагаем мы

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

Пропедевтическим этапом проф­ориентации считается конец 8-го–начало 9 класса (выявление образовательного запроса учащихся). Основным – период обучения в 9 классе (моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях). И завершающим – окончание 9 класса (оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе).

Мы же считаем, что профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер.

1–4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков.

5–7 классы – ориентировочный этап: формирование добросовест­ного отношения к труду, интереса, основанного на практической включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности.

8–9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профес­сио­нальной направленно­сти, осознание ими своих интересов, мотивов выбора профессии.

10–11 классы – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.

Если на всех этапах профессионального самоопределения последовательно и успешно решались жизненные задачи, соответствующие возрасту, то подросток покидает школу, имея осознанный и реалистичный профессиональный план.

Система занятий

Курс создан на основе многолетней психолого-профориентационной работы. В него вошли фрагменты моих новых книг «Психология и выбор профессии», «Путеводитель выпускника, или Секреты выбора профессии» (М., «Генезис», 2006). Курс представляет собой систему занятий, важной частью которых является самодиагностика учеников с использованием простых и надежных методик: деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, творческих проектов.

В каждом классе целесообразно в течение года провести шестнадцать занятий – ориентировочно одно занятие в две недели (на стр. 22–23 см. таблицу Тематика профориентационных занятий). Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое будет зависеть от личности учителя, его педагогического стиля, атмосферы в школе.

Любые занятия эффективны лишь в том случае, если педагоги в своей работе опираются на интересы, знания и жизненный опыт учеников. А ведь никто так хорошо не знает своих ребят, никто так не заинтересован в решении их проблем, как классный руководитель.

От редакции

Начиная со второго сентябрьского номера, мы будем ежемесячно печатать подробные конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов с кратким психологическим обоснованием. Классные руководители и учителя-предметники могут проводить их в форме факультативных занятий или классных часов, а также использовать приглянувшиеся упражнения, приемы и методики на своих уроках и во внеклассной работе.

Так или иначе – но обратите внимание, что грифа «Немедленно принять к исполнению!» здесь нет и быть не может. Заниматься надо делом, к которому лежит душа, иначе оно превратится и для вас, и для ваших учеников в очередную обязаловку.

Просьба. Если вы провели то или иное занятие по предложенному курсу – поделитесь с коллегами, читателями нашей газеты и автором своими впечатлениями, сомнениями и находками.


Тематика профориентационных занятий

5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
I четверть
1. Кто я? Какой Я?
Образ «Я» и самооценка
1. Самооценка и уровень притязаний 1. Успех и уровень притязаний 1. Темперамент и профессия 1. Способности и профессиональная пригодность
2. Что такое хорошо и что такое плохо. Азбука характера 2. Я мыслю, значит, существую. Мыслитель или художник. Определение типа мышления 2. Я чувствую, значит, существую. Тест эмоций 2. Поведение в конфликте.
Социальный интеллект
2. Профессия и здоровье.
Анкета «Мое здоровье».
Медицинские противопоказания
3. Мои недостатки и достоинства 3. Тест интеллектуального потенциала.
Как развивать мышление

3. Здоровье как фактор успешной профессиональной карьеры

3. Правила конструктивного общения. Ролевая игра «Контакты и конфликты»

3. Профессиональный тип личности
(Опросник Холланда)

4. Творческая работа «Мой идеал» 4. Творческий Интеллектуальный марафон 4. Творческая работа «Успех – разный у всех» 4. Игра «Рождение команды» 4. Методика «Матрица профессионального выбора»
II четверть
5. Мои интересы (диагностика профессиональных интересов по опроснику «Или-или») 5. Интересы и склонности в выборе профессии. Опросник профессиональных склонностей
5. Определение типа будущей профессии 5.Методика «Карта интересов» 5. Методика «Перекресток»
6. Что я знаю о профессиях.
Игра «Аукцион»
6. Классификация профессий. Формула профессии
6. Признаки профессии. Профессия, специальность, должность 6. В мире профессий. Ролевая игра «Оптимисты и скептики»
6. Мотивы выбора профессии. Направленность личности
7. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
7. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
7. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
7. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
7. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
8. Творческая работа «Профессии моих родителей» 8. Творческая работа
«Сверхъестественные способности»
8. Творческая работа «Идеальная профессия». 8. Творческая работа
«Мечтать не вредно»
8. Творческая работа «Моя будущая профессия»
III четверть
9. Задатки и склонности.
Как развивать способности
9. Гимнастика для ума. Конструкторские способности.
Тест механической понятливости
9. Творческие способности.
Мыслитель или художник
9. Коммуникативные способности.
Профессии социальной сферы.
9. Человеческий фактор
10. Круг чтения. Н. Лесков, «Левша» 10. Круг чтения. И. Шмелев, «Рваный барин» 10. Круг чтения.
В. Лялин, «Изограф»
10. Круг чтения.
И. Шмелев, «Пряник», «Письмо без марки и штемпеля»
10. Быть или казаться?
Навыки самопрезентации.
Ролевая игра «Пресс-конференция»
11. Творческая работа «Кем быть? Каким быть?» 11. Творческая работа
«Машина времени»
11. Творческая работа
«Профконсультация»
11. Профессия – предприниматель.
Ролевая игра «Акулы и дельфины»
11. Свобода и ответственность
12. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
12. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
12. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
12. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
12. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
IV четверть
13. Для чего люди работают?
Работа, труд, игра
13. Правильный выбор профессии.
Хочу, могу, надо, есть
13. Требования профессии
к человеку. Универсальные качества
13. Профессионально важные качества. 13. Стратегия выбора профессии. Современный рынок труда: мифы и реальность
14. Профориентационная игра «Или-или» 14. Профпасьянс «Формула профессии» 14. Ошибки в выборе профессии 14. Организаторские способности.
Профессия – руководитель.
14. Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг
15. Творческая работа «Профессии моих родителей» 15. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
15. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
15. «Из первых рук»
Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами
15. Приемы саморегуляции.
Ролевая игра «Экзамен»
16. Игра «Необитаемый остров» 16. Ролевая игра «Город мастеров» 16. Проект «Слагаемые профессионального успеха»
16. Проект «Ступени» 16. Творческий проект «Мои профессиональные планы»

TopList