Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2007

Архив

Словесные игры в плохую погоду

* разминка для мозгов

Было бы чем (ручки, карандаши) и на чем (тетрадки, листочки бумаги) писать – а уж слова найдутся


Метаграммы

Метаграммами какого-либо слова называются слова, которые можно получить, изменяя одну из букв. Например, изменяя в слове бок первую букву, получаем его метаграммы: док, ток, рок, сок. При изменении второй буквы образуются слова: бак, бук, бык. Наконец, при замене последней буквы слово бок можно превратить в слова: бор, бой, боб, бот.

К словам дом и кора можно подобрать по девяти метаграмм (имен существительных). Попробуйте это сделать.

Найдите одиннадцать метаграмм слова кочка.

Каждую такую задачу можно решать и в одиночку, и в соревновании с товарищами: кто скорее напишет все метаграммы.

Выберите какое-либо слово (существительное) из трех, четырех или пяти букв и в течение пяти минут подберите его метаграммы. Кто напишет наибольшее число слов, тот и выиграет.

Сначала воспользуйтесь для этой игры словами: кот, гром, роза, пара, балка, ласка. Потом сами подыщите слова с большим числом метаграмм.

Четверки

Участники игры выбирают какое-либо слово (существительное) из четырех букв. Каждый записывает его у себя на бумаге, а затем пишет одно под другим четыре таких слова, чтобы из первых букв этих слов образовалось слово, выбранное перед началом игры. Во всех словах должно быть по четыре буквы.

Выигрывает тот, кто в течение десяти минут составит наибольшее число таких четверок. Например, для начала взято слово «рука»:
рука река роща роза
указ урна убор узор
клин корм куст кума
арка арба арфа араб

Сквозная буква

Играющие уговариваются, какую букву считать сквозной. Затем каждый пишет одно под другим слова (существительные) из пяти букв. В каждом слове сквозная буква должна быть на третьем месте.

Игра продолжается 5–10 минут. У кого окажется наи­большее число слов, тот и выигрывает. Можно писать слова из семи букв и четвертую считать сквозной. При таком условии игра становится значительно сложнее.

Примеры:
санки корабль щенок саранча
ванна барабан пенка лопатка
конек вязанка лента каравай
банка пятачок веник барашек
тонна таракан гонка лунатик

Сходство и противоположность

Участники игры под диктовку ведущего записывают десять слов, а потом к каждому слову подбирают еще два: одно – схожее с ним по смыслу, другое – противоположное ему. Игра заканчивается после того, как половина ее участников отдадут ведущему готовые списки.

Выигрывает тот, от кого в первую очередь будет получен правильный и полный список.

Если игра затягивается, ведущий ограничивает время десятью минутами. По истечении этого времени все играющие передают ведущему свои списки. У кого окажется наибольшее число правильно подобранных слов, тот и выходит победителем.

Определяя результат игры, ведущий должен принимать во внимание, что к тому или другому слову можно подобрать несколько слов, схожих по смыслу с ним или ему противоположных.

Для того чтобы легче было проверять списки, обычно пишут схожие по смыслу слова от продиктованных ведущим, а противоположные – справа.

Вот примерный список:

мощный
пустой
мрак
торопиться
горячий
старина
скорбь
зрелый
честь
раздор
скорый
хворый
храбрый
смешной
замкнутый

сильный
порожний
темнота
спешить
пылкий
древность
горе
спелый
доблесть
ссора
быстрый
больной
смелый
комический
скрытный


слабый
полный
свет
медлить
спокойный
современность
радость
зеленый
позор
примирение
медленный
здоровый
трусливый
серьезный
откровенный

мощный сильный слабый
пустой порожний полный
мрак темнота свет
торопиться спешить медлить
горячий пылкий спокойный
старина древность современность
скорбь горе радость
зрелый спелый зеленый
честь доблесть позор
раздор ссора примирение
скорый быстрый медленный
хворый больной здоровый
храбрый смелый трусливый
смешной комический серьезный
замкнутый скрытный откровенный

Можно упростить игру: к записанным под диктовку словам подбирать только схожие с ними по смыслу или только противоположные им.

путь
влажный
печаль
лодырь
стежка
буерак
буря
одаренный
месяц
дорога
сырой
грусть
лентяй
тропинка
овраг
вихрь
талантливый
луна

волнение
щедрость
сумерки
внимательный
порядок
изящный
красота
соленый
полярный

покой
скупость
рассвет
рассеянный
анархия
грубый
безобразие
пресный
тропический

Отгадывание слов

Играют двое. Каждый загадывает слово (существительное) из восьми различных букв, записывает его на листке бумаги, который и кладет возле себя на стол, повернув чистой стороной вверх.

После этого на одном листке бумаги играющие чертят по восемь клеточек. Задача каждого играющего – отгадать слово, которое записано против­ником.

Слова отгадываются так. По очереди играющие называют по одной букве. Назвав букву, надо сейчас же записать ее под своими клеточками.

Если буква, названная противником, есть в слове, которое загадал играющий, то он пишет ее в одной из своих клеточек, на том месте, которое эта буква занимает в слове.

В том случае, когда играющий назовет и напишет под своими клеточками такую букву, которой нет в слове противника, то он зачеркивает ее.

Число написанных под клеточками букв показывает, сколько ходов сделал играющий; сколько из них сделано впустую, можно сказать, сосчитав зачеркнутые буквы.

После того как противник впишет в свои клетки несколько букв, можно попытаться угадать, какое слово он записал на листке бумаги в начале игры.

Однако играющие должны делать это осторожно: если скажешь слово, да не то, которое загадано, значит, проиграл.

Когда один играющий отгадает слово, другой продолжает делать ходы до тех пор, пока не добьется такого же результата.

Выигрывает тот, кто отгадает слово, загаданное противником, после меньшего числа ходов. Победителю засчитывается столько очков, на сколько ходов он сделал меньше, чем его противник.

На рисунке наглядно показана запись игры. Первый загадал слово «мельница»; второй отгадал его, сделав восемь ходов, из которых только два пропали даром.

Первый играющий отгадал слово «брусочек», загаданное противником, только после десяти ходов и при этом четыре раза назвал буквы, которые пришлось зачеркнуть, как ненужные. Победил второй, выиграв два очка.

Не всегда сразу подберешь слово, которое можно было бы загадать, так как ни одна из восьми букв, составляющих его, не должна повторяться.

Вот примерный список слов для этой игры:

гармония
брусника
галчонок
землянка
писатель
валежник
пристань
стрекоза
небылица
соперник
верность
кормилец
зверство
праздник
гусеница
затейник
лестница
гвоздика
заложник
зернышко

Гласные

Задача каждого играющего: написать 10 слов, в которых возможно большее число раз повторяется гласная, выбранная по общему уговору до начала игры. Никаких других гласных в этих словах быть не должно.

Когда один из участников игры напишет десять слов, все перестают писать и по очереди читают слова, причем подсчитывается число гласных .

Играющему записывают по два очка за каждую гласную в слове, которое не повторяется у других участников игры, и по одному очку, если слово повторяется.

Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число очков.

Если для игры выбрана буква О, то можно примерно написать десять таких слов: обороноспособность, молоко, оборот, долото, обмолот, водоворот, покорность, колокол, носорог, водоросль.

В этой игре наиболее применимы буквы а, о, и, е (е и ё принимаются за одинаковые буквы). При выборе других гласных букв игра становится очень сложной и менее интересной.

Кратчайший путь

Участники игры сообща выбирают два слова. От одного из них надо перейти к другому, написав между ними ряд таких слов, чтобы каждое следующее начиналось двумя последними буквами предыдущего.

Кто сумеет сделать такой переход кратчайшим путем, то есть написав наименьшее число промежуточных слов, тот и выигрывает.

Предположим, что для начала выбраны слова город и троллейбус. Можно написать примерно такой ряд слов: город – одежда – давка – касса – сажа – жаба – базар – арбитр – троллейбус.

Играющие могут условиться, что, начав ряд каким-либо словом, они снова возвратятся к нему. Например: ваза – закройщик – икра – рана – нажива – ваза.

Цепочка слов

Участники игры садятся по кругу; в порядке очереди обращаясь друг к другу, они говорят по одному слову. Слова связываются между собой в цепочку: каждое следующее начинается с последней буквы предыдущего. Например: зима – армяк – кочегар – разбег – гриб – берег – горчица и т.д.

Сказав слово, надо быстро сосчитать: «раз, два, три». Если за это время сосед не подберет подходящего слова, то он выходит из игры. Исключается из игры и тот, кто повторит уже сказанное кем-нибудь слово. Однако в таких случаях цепочка не обрывается: следующее звено – слово – должен немедленно вставить очередной играющий.

Постепенно число участников игры уменьшается. Наконец остается один, которого и считают победителем.

В этой игре можно связывать в цепочку не только слова, выбираемые произвольно, но также названия городов, животных, птиц, растений; при этом если слово кончается мягким знаком или буквами й, ы, то следующее слово должно начинаться с предпоследней буквы. Например: Свердловск – Казан(ь) – Нижний Тагил – Ленинград – Дзержинск – Кустана(й) – Архангельск – Краснодар – Ромн(ы) – Николаев и т.д.

Можно изменить игру, называя не только города, но также реки, озера, моря, острова и полуострова. При этом надо условиться, что все названия должны начинаться с одной и той же буквы, которую сообща наметят участники игры.

Заранее следует уговориться, будут ли подбираться названия в пределах географии мира или только России. Если, скажем, играющие наметили букву В и решили ограничиться географией России, то можно назвать примерно такой ряд: Воронеж – Волга – Великие Луки – Вайгач – Вологда – Ветлуга  и т.д.

Игра приобретает литературное содержание, если подбираются названия художественных произведений, фамилии героев и авторов.

Наборщик

Ведущий просит всех участников игры записать выбранное им слово, которое состоит из многих букв с несколькими различными гласными, например: «компьютеризация», «приказание», «задолженность» и т.п.

Задача играющих – в определенное время
(5–10 минут) составить из букв данного слова возможно больше новых слов. Надо помнить три правила:
– писать можно только имена существительные в именительном падеже единственного числа (кроме имен собственных);
– каждое слово должно быть составлено только из тех букв, которые есть в слове, предложенном ведущим;
– односложные слова писать не разрешается.

Предположим, дано слово «приказание». Из букв этого слова можно составить: «пика», «рана», «наказ», «репа», «арена», «кипа», «резак», «перина», «карниз» и т. д.

По истечении времени, обусловленного для игры, каждый подсчитывает написанные им слова. Тот, у кого окажется наибольшее число слов, первым читает их вслух. Если какое-нибудь слово встречается у других, то все его вычеркивают.

Затем еще несколько человек читают составленные ими слова. Повторяющиеся слова каждый раз вычеркиваются. Выигрывает тот, у кого в результате останется больше слов, чем у других.

Анаграммы

Анаграммы – это два слова (существительные), которые состоят из одних и тех же букв, расположенных различно: липа – пила, гора – рога.

Иногда из одних и тех же букв составляются не два слова, а три или даже четыре. Например: круча – ручка – чурка; клоун – колун – кулон – уклон.

Вот двести слов. Превратите каждое из них в другое слово (имя существительное в единственном или множественном числе), по-иному расположив буквы.

Задача эта увлекательная, но довольно трудная; решать ее интереснее коллективно. Пусть каждый участник этого соревнования запишет на листке 10–15 слов, которые будут выбраны из списка. Кто первый превратит все слова в другие, тот и будет считаться победителем.

1. Анис
2. Араб2*
3. Арфа
4. Арап
5. Аист
6. Апаш
7. Баня
8. Брус
9. Брак
10. Бром
11. Вино2
12. Жало
13. Зало2
14. Икра2
15. Игла
16. Куст
17. Карп
18. Лето
19. Лыжи
20. Луна
21. Маяк
22. Марш
23. Мать
24. Мода
25. Пион
26. Пола
27. Ритм
28. Рыло
29. Рост3
30. Руда2
31. Серп2
32. Соха
33. Торф
34. Туша
35. Танк
36. Урон
37. Урна2
38. Урок
39. Угар
40. Шина
41. Шарф
42. Ярмо
43. Автор3
44. Адрес
45. Актер
46. Антре2
47. Ангар
48. Аорта
49. Аркан
50. Атлас
51. Аванс
52. Барка
53. Банка
54. Биржа
55. Басок
56. Бокал
57. Бурак
58. Ворон
59. Выбор
60. Валик2
61. Вывод
62. Весна
63. Влага
64. Висок
65. Волос
66. Грива
67. Газон
68. Горка
69. Гроза
70. Гусли
71. Доска
72. Домра
73. Жирок
74. Замок
75. Зерно
76. Зефир
77. Исток2
78. Камыш
79. Кайма
80. Капот2
81. Канат
82. Капор
83. Канал
84. Камин
85. Кис
86. Короб
87. Комар
88. Колос
89. Креол
90. Крыса
91. Кумач
92. Кукла
93. Литер
94. Лодка
95. Лейка
96. Лапша2
97. Лямка
98. Маска
99. Марка
100. Миска2
101. Масло
102. Мысок
103. Нитка3
104. Норка2
105. Наказ
106. Насос
107. Нарыв
108. Носик
109. Ночка
110. Отрок
111. Отпор2
112. Облик
113. Обвал
114. Обыск
115. Плита
116. Пилка4
117. Просо
118. Пищик
119. Плеск
120. Повар
121. Палка.
122. Плоты
123. Петли
124. Рикша
125. Рифма
126. Рыбак2
127. Роман
128. Рынок
129. Рывок
130. Скала
131. Смета
132. Ситец
133. Совет2
134. Сачок
135. Силач
136. Сукно
137. Стена
138. Сетка3
139. Томик
140. Тиски
141. Такса
142. Турне
143. Факир
144. Хвала
145. Цыган
146. Чулок
147. Шакал
148. Шишка
149. Ширма
150. Шутка
151. Школа
152. Апломб
153. Барсук
154. Барыня
155. Дорога
156. Деталь
157. Долина
158. Каприз
159. Карета
160. Краска
161. Кобыла
162. Клапан
163. Кольцо
164. Колесо
165. Кондор
166. Листок2
167. Лопата
168. Мостик2
169. Монета2
170. Оправа
171. Поиски
172. Плюшка
173. Приток2
174. Пыльца
175. Потеха
176. Паркет
177. Пальто
178. Колосок
179. Пудель
180. Ростки
181. Старик
182. Ссылка
183. Сектор
184. Черпак
185. Водопад
186. Верность
187. Заметка
188. Карабин
189. Кочерга
190. Лошадка
191. Манишка
192. Плотина
193. Плесень
194. Петлица
195. Разница
196. Рабство
197. Рогатка
198. Ромашка
199. Селедка
200. Соринка

* Цифра возле слова показывает, сколько других слов можно составить из тех же самых букв.

/Из кн.: 500 игр и развлечений, М., Культпросветиздат, 1950/

TopList