Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2007

Архив

Все началось с Дедала

* ой, знаю!

Подготовил Виталий КИРИЧЕНКО

Красивая история для тихого часа


До нас дошли сотни легенд, рассказов, сказок о попытках человека летать. Не менее трех тысяч лет греческому мифу о Дедале и Икаре. Дедал был выдающимся скульптором, архитектором и механиком из Афин. Он набрал птичьих перьев, связал их льняными нитками, скрепил воском и смастерил большие крылья. Надев крылья, Дедал и его сын Икар полетели над морем. Икар взмыл высоко-высоко в небо, но жгучее солнце растопило воск, и крылья рассыпались. Икар упал с огромной высоты в море и утонул.

Но это миф, а до нас дошли реальные сведения про людей, которые хотели повторить подвиг Дедала и Икара. Так, девятьсот лет тому назад английский монах Оливье из Мальмсбери сделал себе крылья на манер тех, что смастерил Дедал. Привязав их за спину и продев руки в петли, он спрыгнул с высокой башни, но упал и поломал себе ноги.

Со временем все понятнее становилось, что летать, как птица, махая крыльями, нельзя. Как оказалось, у человека мускульной силы значительно меньше, чем даже у воробья, – это если соответственно соразмерить силу их мускулов с весом. Ученые-анатомы провели исследования, и оказалось, что тот же воробей, будь он размером с человека, был бы в 70–80 раз сильнее самого знаменитого силача!

Диковинка Монгольфье

5 июня 1783 года Жозеф и Этьенн Монгольфье и их маленький французский городок Аннон навсегда вошли в историю авиации. Братья Монгольфье были владельцами бумажной фабрики, очень уважаемыми и довольно зажиточными людьми в городе. Они были наблюдательными, изучали физику и химию, проявляли интерес и к другим наукам. Полученные знания они старались применять на практике.

На своей бумажной фабрике они создавали из бумаги шарики, наполняли их дымом, чтобы они летали. Наблюдая за плавающими в небе облаками, Монгольфье изготовили из холста большой шар и начали наполнять его горячим паром. Но пар моментально остывал, оседал на материи каплями воды, шар становился тяжелым, и никакой подъемной силы у него не было.

После этих неудач им пришла в голову замечательная идея: а что если наполнять шары горячим дымом?! Попробовали – получилось. Бумажный мешок, раздувшись от дыма и теплого воздуха, взметнулся вверх.

Хотя братья свои опыты старались держать в секрете, но любопытные горожане прослышали о них и попросили Монгольфье показать свою диковинку. Первый публичный полет шара братья назначили на 5 июня 1783 года. К этому дню они подготовили огромный шар из материи, проклеенной для плотности бумагой. Посредине шар еще был укреплен матерчатым поясом, от которого отходили веревки, чтобы за них можно было удерживать шар при наполнении дымом. Внизу, возле горловины, в которую должен был заходить горячий воздух, была приделана деревянная рама. Этот шар получился высотой с трехэтажный дом и весил свыше 200 килограммов.

Горожане заволновались, когда увидели, как восемь человек едва удерживают шар, надувавшийся горячим дымом от большого костра. Когда помощники отпустили веревки, шар вырвался и полетел вертикально в небо. Площадь ахнула! Люди радовались и поздравляли братьев с успехом. Когда теплый воздух в шаре остыл, шар потерял подъемную силу и начал медленно, как парашют, опускаться. Шар опустился недалеко, за километр от места запуска.

Первые пассажиры

Слухи о летающем шаре дошли до короля.

Людовик ХVI попросил братьев Монгольфье приехать в Париж и показать перед Академией наук свое изобретение.

В начале сентября 1783 года братья Монгольфье прибыли из Аннона в Париж. Они привезли с собой новый, усовершенствованный монгольфьер. Главное новшество заключалось в том, что внизу к шару была подвешена круглая корзина из ивовых прутьев, обклеенная снаружи плотной бумагой. Братья уверяли, что в этой корзине, которая образовывала вокруг горловины как бы круглый балкон, могут расположиться пассажиры. Но тут поднялась целая дискуссия. Одни утверждали, что как только человек оторвется от земли, он сразу умрет от разрыва сердца. Другие предостерегали, что от высоты бывает страшное головокружение. А кое-кто из монахов уверял народ, что если кто-то дерзнет подняться в небо, его тут же постигнет Божья кара.

Посему для начала было решено проверить действие полета на животных.

19 сентября 1783 года огромный монгольфьер наполнился горячим воздухом и расправил свои разрисованные цветными узорами бока, братья внизу под горловиной насыпали на специальную железную решетку горящих древесных углей. Это было сделано для того, чтобы в шар и в полете поступал горячий воздух. Внизу к шару подвесили заготовленную заранее большую корзину, в которую посадили утку, петуха и барана.

Когда шар отпустили, тот величественно поплыл вверх. Ветер гнал его к ближнему лесу. Толпа кинулась вдогонку за ним. Кто на колясках, кто верхом на лошадях, а кто просто побежал. Шар, пролетев километра четыре, опустился на верхушки деревьев и, цепляясь за ветки, сполз вниз. Когда убедились, что животные живы, здоровы и чувствуют себя после полета великолепно, сделали вывод, что и люди могут летать на шаре.

Первый полет человека в небо на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1793 года в Париже. Так началась эра воздухоплавания.

TopList