Архив
«Летучий голландец»
* не для оваций
Олег АНДРЕЕВ,
руководитель методобъединения педагогов дополнительного образования гимназии №5, г. Сергиев Посад, Московская обл.
Разработка ролевой игры
Урегулировать отношения в детском сообществе, справиться с возникшим между ребятами конфликтом, помочь каждому найти свое место в коллективе зачастую можно только в конкретной деятельности. Например, в ролевой игре.
Представьте себе ситуацию, что кто-то начнет объяснять группе людей, как следует работать в коллективе, кто какие функции должен на себя взять, а в завершение примется выяснять, кто же в итоге сможет взять на себя лидерские полномочия! Согласитесь, ситуация абсурдная. А ведь порой именно так, «на пальцах», многие классные руководители (или вожатые) пытаются разобраться в непростых перипетиях жизни своего класса (отряда).
Несомненно, многие нюансы отношений внутри коллектива класса становятся понятны на практике. В походе, например. Но ведь не идти же в поход сразу, как только возникнет педагогическая необходимость разобраться в каких-то тонкостях отношений между ребятами! Тут может помочь ролевая игра.
Терминологическая путаница
На первый взгляд может показаться, что практически каждый педагог имеет общее представление о том, что представляют собой ролевые игры. На эту тему написано множество самых разных работ. Когда же начинаешь выяснять, что именно люди вкладывают в это понятие, то становится понятно, что в отношении ролевых игр существует большая терминологическая путаница.
Например, в книге «Современные образовательные технологии» (Г.К. Селевко. – М., Народное образование, 1998) ролевые игры представлены как составная часть деловых игр. Некоторые убеждены, что нет принципиальной разницы между ролевой игрой и театральной постановкой. Как говорится, «В огороде бузина, а в Киеве – дядька».
Однозначно определить само понятие «ролевая игра» сложно хотя бы по той причине, что в нашей стране есть несколько самостоятельных школ, каждая из которых имеет свое видение на сей счет. Являясь последователем школы ролевого моделирования, разработанной педагогами НОУ СПК «Бриз», считаю, что есть три принципиальных отличия ролевых игр от каких-либо других:
1. Наличие одной или нескольких сюжетных линий, развитие которых в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий.
2. Игра развивается не на словах и не на игровом поле, а вживую. То есть, чтобы достичь какого-то результата, игроку надо куда-то пойти и совершить ряд поступков, а не проговорить их для ведущего и остальных игроков, сидя с ними за одним столом.
3. Для большинства игроков существует свобода выбора своей стратегии поведения, ограниченная только изначальной установкой, определяющей образ персонажа, которого предстоит играть.
При этом деловые игры выделяются как одна из групп ролевых игр, а не наоборот.
Не шаблон, а один из вариантов
Мне хотелось бы поделиться своей разработкой одной ролевой игры. Возможно, у читателей возникнет множество вопросов, кто-то не согласится с некоторыми сюжетными установками, поэтому хочу сразу же оговориться. Подойдите, пожалуйста, к этому сценарию творчески и подумайте, как его можно трансформировать с учетом конкретной ситуации коллектива вашего класса (или отряда).
«Космический корабль», как и другие ролевые игры, – не шаблон, а только определенный вариант решения тех или иных педагогических проблем, стоящих перед классным руководителем. Имеющиеся закономерности, правила и роли можно и нужно по необходимости менять, если это продиктовано непосредственными педагогическими задачами.
Считаете, что на корабле не должно быть «зайцев»? Замените их официально перевозимыми на Кваоар пассажирами. Не нравится правило расстрела метеоритов? Поменяйте его или отмените вовсе. Нужно, чтобы «Летучий голландец» приземлился на Марсе дозаправиться топливом? Пожалуйста, сколько угодно!
И последнее. «Космический корабль», который, кстати, можно провести и после уроков, и в выходные, и на каникулах, и в летнем детском лагере, – достаточно сложная по организации и проведению игра. Она требует определенной технической подготовки. Мало того, лучше будет, если вы заранее вместе с ребятами определите, кто в какой роли выступит. Надо настроить детей на то, что игра есть игра и не следует после ее проведения переносить эмоции по отношению к своим товарищам в жизнь. Обид быть не должно.
Игровая разработка
Игра предназначена для подростков в возрасте от 13 до 16 лет. Желательно, чтобы до игры ее участники знали друг друга хотя бы поверхностно и имели определенные представления о своих товарищах. Число участников игры может колебаться от 15 до 25 человек.
Задачи, стоящие перед игроками:
→ Отработать навыки взаимодействия в экстремальной ситуации.
→ Научиться находить свое место в группе.
→ Сделать осознанный выбор и быть готовым ответить за него.
Типаж игры
Поскольку условная группа не имеет опыта участия в ролевых играх, то одним из вариантов, который можно ей предложить, является Малая Ролевая Игра (МИГ). Она предоставляет большой спектр нестандартных ситуаций, сложных вопросов, которые предстоит решить группе, а это во многом согласуется с поставленными задачами. В то же время структура игры, в общем, несложна и не предполагает запутанного ветвистого сюжета.
Игровой мир
Так как желательна большая плотность взаимодействия игроков друг с другом, то логично предложить им стать членами экипажа межпланетного космического корабля. Соответственно игра будет проходить на фантастическом фоне.
Сюжет и фоновая деятельность
Сюжетная завязка такова. Земля, 2064 г. Некто покупает старый межпланетный корабль «Летучий голландец» и нанимает экипаж, чтобы доставить принадлежащий ему груз на самую отдаленную планету Солнечной системы – Кваоар.
О грузе он говорит, что это вакцины, которые могут спасти поселенцев Кваоара от бушующей на планете холеры. На самом деле, как потом окажется, он хочет перевезти начинку для химического оружия (холерный вибрион), которое поможет диктатору Кваоара подавить вспыхнувшее недавно восстание. С капитаном корабля его владелец предлагает заключить контракт.
Капитан подписывает контракт (возможно, несколько его корректируя), после чего весь экипаж с владельцем проходит на корабль, который через некоторое время стартует. Чуть раньше на борт «Летучего голландца» независимо друг от друга проникают несколько «зайцев», среди которых есть повстанец, принадлежащий к группе тех, кто поднял бунт на Кваоаре. Ему одному известно, что же в действительности владелец корабля хочет доставить на отдаленную планету.
После старта и выхода на заданную траекторию полета бортсистема заявляет о том, что на корабле находится неучтенный груз («зайцы»), в результате чего требуется развернуть дополнительные мощности солнечных батарей. Поскольку электроэнергии не хватает, то на корабле начинаются сбои различных систем, которые приходится приводить в порядок.
Кроме того, периодически «Летучий голландец» пролетает через потоки метеоритов, которые приходится сбивать с помощью бортовых пушек. Если это не удается, то от попадающих в корпус корабля метеоритов возникают пробоины, которые следует ликвидировать. В результате потери кислорода, перепадов давления и жесткого облучения у экипажа возникают проблемы со здоровьем.
Все это (лечение, налаживание работы генератора кислорода, развертывание солнечных батарей, стрельба по метеоритам и ликвидация попадания их в корпус корабля) обеспечивает фоновую деятельность.
Параллельно развертываются различные сюжетные линии:
→ каким-то образом развивается ситуация с проникшими на корабль «зайцами»;
→ владелец корабля пытается избавиться от лишних людей и призывает продолжить полет во что бы то ни стало;
→ капитан стремится сохранить порядок на корабле и самоопределяется в отношении политики владельца «Летучего голландца»;
→ повстанец делает все возможное, чтобы зловещий груз не был доставлен на Кваоар;
→ все остальные участники полета достаточно свободны в определении собственной позиции.
И капитан корабля, и его владелец могут свободно распоряжаться имеющимися у них деньгами: премировать отличившихся членов экипажа, подкупать телохранителей противоположной стороны и т. д.
Заканчивается игра заявлением бортсистемы о том, что по последним подсчетам запаса кислорода в случае продолжения полета хватит только четверти состава корабля, остальные же скорее всего погибнут.
После этого экипаж принимает принципиальное решение о возвращении на Землю или продолжении полета на Кваоар.
Закономерности и правила
А. Физиологические
У всех есть две единицы жизненной энергии – две жизни, два хита. Чтобы человек погиб (умер), его надо либо два раза ранить, либо запустить появившуюся болезнь.
Болезни и их лечение.
→ Кислородное голодание в результате разгерметизации. Симптомы: головные боли и обмороки (мастер говорит «заболевшему», чтобы он прекратил работать и все время держался за голову или прилег, ничего не говоря, на пол, изображая обморок). Лечение: положить в медотсек и подключить к кислородному аппарату.
→ Облучение из-за чрезмерного пребывания в космосе или разгерметизации. Симптомы: покраснение кожных покровов (гримом наносятся пятна на кожу), потеря сознания (как и в случае с кислородным голоданием). Лечение медикаментозное: принимать один раз в 5 мин. таблетки антигаммина (активированный уголь) до полного выздоровления.
→ Ранение лазерным кортиком. Симптомы: после ранения игрок должен лечь на пол, молчать и стонать. Лечение: обработка раны перекисью кислорода, наложение бинтовой повязки и постельный режим до полного выздоровления (примерно через 5–7 мин.)
→ Вирус одиночества. Симптомы: полная потеря интересов, апатия в результате дефицита общения (моделируется тем, что мастер велит игроку перестать что-либо делать, кроме как молча ходить всюду, опустив плетьми руки). Лечение: окружить больного вниманием, постоянно беседовать с ним на разные темы до полного выздоровления (примерно 10 мин.)
Если человек по каким-то причинам погибает, то он становится привидением. Периодически появляясь перед своими бывшими товарищами, привидение помогает им или мешает в зависимости от того, как к нему относились при жизни, и от того, как теперь относятся к нему как к привидению. Поначалу привидение может говорить только с тем, кто при жизни был ему наиболее близок. Если он будет достаточно активен, то через какое-то время сможет общаться с большим кругом людей.
Б. Технологические
Основой управления корабля является автоматическая бортсистема, которую отыгрывает мастер игры, находящийся вне пределов видимости экипажа. У него есть подключенный к колонкам микрофон, с помощью которого он передает все сообщения. Бортсистема самостоятельно осуществляет запуск корабля, ведет его по намеченному курсу, выполняет команды людей об изменении траектории полета, сообщает о необходимости открыть огонь в случае прохождения через метеоритный поток, говорит о необходимости развернуть дополнительные площади солнечных батарей, о ликвидации пробоин, дает справочную информацию.
→ Лазерные пушки, направленные на уничтожение метеоритов. Моделируются компьютерной игрой «Сапер». Если бортстрелок «подрывается на мине», то считается, что корабль получил пробоину: мастер игры делает на куске ткани, повешенной на стену, разрез, который надо аккуратно заштопать – «ликвидировать пробоину». (Вместо «Сапера» можно использовать упрощенный вариант «морского боя», игру в «кости», «крестики – нолики».)
Пока пробоина не ликвидирована, на корабле ощущается нехватка воздуха, поэтому у экипажа возникает кислородное голодание
→ Генератор кислорода необходим для получения свободного кислорода для дыхания. Модель – любое растение в горшке. Когда из-за перебоев в энергетике корабля в отсеке, где находится растение, гаснет свет, опять возникает нехватка кислорода. Чтобы «генератор кислорода» не завял, необходимо его раз в 10 мин. поливать.
→ Двигатель корабля. Моделируется фонариком «Жучок» (варианты – постоянно работающие вертушка, постоянные приседания двух человек), который должен всегда гореть. В том случае, если в течение 1–2 мин. «Жучок» не дает света, корабль теряет ориентацию в пространстве и бортсистема не может вернуть его на расчетную траекторию полета. Фонарик («двигатель») стационарен – его нельзя выносить из двигательного отсека.
→ Люки, разделяющие отсеки «Летучего голландца». Ключи от них имеет распорядитель. Закрыт люк или открыт – можно понять по табличке. Люки может заклинить, если возникнут проблемы с энергообеспечением корабля из-за неполадок с солнечными батареями.
→ Солнечные батареи. Естественно, они находятся за бортом «Летучего голландца». Моделируются спичками, квадратами, выложенными на листах А4. Один «спичечный квадрат» – это один сектор солнечных батарей, которые могут быть повреждены метеоритами. Ремонтировать их следует, выходя в скафандрах в открытый космос с запасом конструкций (спичек).
→ Скафандры и бронежилеты. Необходимы для выхода в открытый космос. Однако даже в них нельзя быть за бортом более одной минуты, иначе человек получает повышенную долю жесткого облучения и нуждается в лечении. Если же кто-то находится за бортом 3 мин. и более, то он погибает мгновенно. Бронежилеты увеличивают жизненную энергию человека при нападении на него с лазерным кортиком на одну единицу (один хит). Моделируются скафандры какими-то нейтральными масками. Бронежилеты шьются.
→ Лазерные кортики. Их четыре. Модель – кусок мела, скотчем примотанный к 20–30-сантиметровой палке. Нанести ранение – поставить мелом крест в зоне поражения (корпус человека). Если человека «ранят» два раза подряд, то он «погибает».
В. Социальные
На корабле присутствует четкая субординация, так как практически все члены экипажа – военные. Соответственно младшие чины подчиняются приказам старших по званию. Владелец корабля и «зайцы» – гражданские, поэтому отношения с ними строятся на основе личных договоренностей или письменных контрактов.
Во время игры можно обыскивать подозреваемых в чем-либо. Стандарт обыска: если человек не против того, чтобы его обыскали, то он говорящему «обыск» добровольно и честно показывает все имеющиеся у него игровые предметы. Если кто-то против, то обыск можно сделать насильно. Это возможно, если обыскивающих двое или если обыск ведет либо телохранитель капитана или судовладельца, либо охранник.
Помещение
Для проведения игры необходимы две комнаты: небольшая, где заключается контракт и где членам экипажа выдаются паспорта на время полета, и большая, в которой моделируется космический корабль. Причем площади на «Летучем Голландце» надо значительно ограничить, чтобы ощущение присутствия на космическом корабле было максимальным.
«Летучий голландец» имеет следующее строение:
→ рубка управления, в которой находится компьютер (бортовые пушки);
→ грузовой отсек с помещенным в него грузом 778/J («холерным вибрионом»);
→ медицинский отсек с операционным столом, кислородным аппаратом, аптечкой и стульями для медиков;
→ солнечные батареи, развернутые в открытом космосе;
→ двигательный отсек;
→ жилой отсек.
Реквизит
Кроме указанных выше, на игре нужны следующие предметы:
→ «кислородный аппарат» – моделируется одноразовыми соломинками, прикрепленными к какому-нибудь сосуду (например, пластиковой бутылке);
→ белые халаты для медиков;
→ нитки и иголки для ликвидации «пробоин»;
→ аптечка (бинты, активированный уголь, перекись водорода);
→ емкости с «холерным вибрионом» – те же пластиковые бутылки с подкрашенной водой;
→ паспорта (имя, звание, должность);
→ некоторая сумма голденов, сто из которых владелец «Голландца» выплачивает капитану, а остальные оставляет у себя;
→ таблички с надписями:
- Ремнабор
- Медотсек
- Двигательный отсек
- Рубка управления
- Открыто
- Закрыто
- Осторожно! Предельная опасность!
- Опасно!!!
- Без разрешения капитана не входить!
- Холерный вибрион!
- Микробиологическое оружие!
- Вакцины!
Роли
Очень важно, чтобы роли распределяли сами дети – например, по жребию. Каждый вытянул бумажку с той или иной ролью. Когда все решает случай, то и распрей никаких не будет.
Но только чтобы, чур, взрослые не вмешивались в распределение ролей! А то однажды я распределял роли и не учел сложные отношения между двумя девочками, одной из которых предложил стать капитаном корабля, а другой – его владельцем. В итоге их конфликт перенесся на игру, хотя зачастую ролевые игры, наоборот, способствуют решению различных проблем во взаимоотношениях между подростками. Но это в том случае, когда взрослые не стараются все и вся контролировать.
Роль | Звание; Игровые предметы |
Обязанности | Цель, предыстория |
---|---|---|---|
Владелец | Штатский; Груз 778/J, лазерный кортик |
По договоренности с капитаном | Доставка груза на Кваоар |
Капитан | Полковник; Лазерный кортик |
Организации работы всей команды | Выполнение подписанного контракта, благодаря чему сможет воплотить свою заветную мечту – покупку собственного межпланетного корабля и сохранение экипажа в безопасности |
Старпом – штурман | Подполковник; Инструменты для ликвидации «пробоин» (нитки и иголка) |
Общение с бортсистемой; оказание помощи капитану | Свободная роль |
Распорядитель | Подполковник; Ключи от всех люков, секции солнечных батарей |
Организация работы всей команды; ликвидация ЧП | Свободная роль |
Телохранитель капитана | Старший лейтенант; Лазерный кортик |
Безопасность капитана | Свободная роль |
Телохранитель владельца | Штатский; Лазерный кортик |
Безопасность владельца | Правая рука владельца корабля, который ему во всем доверяет |
Охранник | Капитан | Безопасность полета и всех членов экипажа | Свободная роль |
Механик | Сержант | Отвечает за бесперебойную работу двигателя | Алчен, готов за некоторую сумму продаться любому человеку |
Медики (минимум 3 чел.) | Майор, ст. и мл. лейтенанты; Аптечка, кислородный аппарат |
Отвечают за здоровье всех членов экипажа | Один из медиков находится на стороне повстанцев, но не знает, что на борту находится один из них |
Бортстрелок | Рядовой | Должен сбивать метеориты | Свободная роль |
Повстанец | Штатский | По договоренности с капитаном | Любыми способами не допустить доставки холерного вибриона на Кваоар |
«Заяц»-1 | Штатский | По договоренности с капитаном | Изначальная цель – достичь Кваоара, так как на Земле за большую сумму поспорил, что сможет этого добиться |
«Заяц»-2 | Штатский | По договоренности с капитаном | Мечтает стать космонавтом, готов выполнять приказы капитана |
Экстремальные ситуации
Игра неизменно проходит на ура. Чего-чего, а уж азарта у детей во время полета хоть отбавляй. Ну сами представьте: в очень ограниченном пространстве происходит несколько более чем экстремальных ситуаций:
– космический корабль подвергается атаке метеоритов, которые надо постоянно обстреливать из лазерных пушек;
– из-за периодических сбоев энергоснабжения время от времени отключается свет и блокируются люки между отсеками «Голландца»;
– владелец корабля постоянно норовит избавиться всеми правдами и неправдами от мешающего ему повстанца;
–медики не покладая рук лечат облучившихся или страдающих кислородной недостаточностью членов экипажа…
И все это практически одновременно. Представляете, каково приходится ребятам и особенно капитану корабля?!
Случаи из практики
Вспоминается такой случай из моей «космической» практики (по-моему, та игра проходила в осенние каникулы 2006 года в актовом зале моей родной гимназии). Пробравшийся на борт «Летучего голландца» повстанец выкинул за борт генератор кислорода. В результате от удушья погибли буквально все игроки. Зато – пускай ценой собственной (и не только!) жизни – повстанец добился своего: холерный вибрион затерялся в просторах космоса, так и не попав на Кваоар.
Потом эту ситуацию мы долго разбирали на обсуждении игры. Игравший повстанца юноша сознался, что здесь он, мягко говоря, погорячился, можно было добиться желаемого результата более гуманными методами.
Случались и другие забавные истории. Как-то раз «корабль» буквально разрушился под напором экипажа – упали ширмы, которыми моделировалась внешняя обшивка «Голландца». Это было для меня хорошей наукой – космический корабль надо делать добротно и лишний раз предупреждать ребят, чтобы они вели себя на борту осторожнее.
В другой раз игра проходила на курсах помощников вожатых летнего лагеря. Один весьма грузный бортстрелок, желая выйти в космос для того, чтобы развернуть дополнительные мощности солнечных батарей, застрял в переходном люке. Этот самый люк находился на уровне пола и представлял собой пластиковую бочку с вырезанным дном. Экипаж едва не умер от смеха, спасая своего боевого товарища.