Архив
Моряк не плачет
* мечта детства
Егор ЛАДЫГИН,
старшеклассник, г. Долгопрудный, Московская обл.
Профильная смена как проверка на прочность
Я очень люблю воду, поэтому, когда руководитель школьного яхтенного кружка предложил желающим из нашего класса поехать в летний лагерь на профильную яхтенную смену, где предполагался двухнедельный речной поход на крейсерских яхтах, лично я согласился без колебаний. Давно уже об этом мечтал.
Собралась разношерстная компания из разных классов, и даже были люди из близлежащих школ.
Сборы
Забрасывали нас на нескольких машинах прямо к яхт-клубу, поэтому не надо было особенно беспокоиться по поводу компактной укладки вещей и их тяжести. Обязательным условием была максимальная герметичность вещей, особенно пищи.
Например, крупы мы предварительно перебирали и засыпали в бутылки из-под кока-колы. В пешем походе носить такое в рюкзаке было бы неудобно, а на яхте есть специально предназначенные для этого полки и «банки» (полые сиденья).
В «банках» также хранятся и спасательные жилеты, но мы их практически не надевали, только перед отходом из порта для береговой охраны да особо нервных родителей. Умение плавать, кстати, обязательно для хождения на яхтах, каждый из нас приносил записку от родителей, в которой это подтверждалось.
Сходня
На стоянках все было немного похоже на обычный турпоход: хлопоты с приготовлением пищи, натягиванием тентов для защиты от дождя, сушкой вымокших вещей. Но на этом сходство заканчивается. Взять хотя бы подготовку стоянки. Здесь самое главное – сходня с яхт на берег.
Очень редко так случается, чтобы яхты смогли вплотную подойти к земле. Я помню жуткий день, когда всю команду (вернее, мужскую часть) нашей яхты с утра, без завтрака, даже не дав одеться, буквально выкинули за борт: мы должны были растащить какие-то бревна и коряги, которые мешали яхтам подойти ближе к берегу и построить сходню.
Переходы
Стоянка обычно длится от одного до трех дней. Переходы между стоянками совершаются при помощи парусов (кроме случаев прохода через шлюзы – там обязателен навесной мотор). Самая беда – если нет ветра и приходится грести.
В свой первый поход мне посчастливилось плыть на самой большой из трех яхт – «Гольфстриме». Но грести на ней было жутко неудобно – из-за высоты бортов приходилось сильно перегибаться через фальшборт.
Капитаны
Первое и самое главное правило поведения на яхте – это оперативное и беспрекословное выполнение команд капитана. На моей памяти мы чуть со всего размаху не впечатались в бетонную стену одного из шлюзов из-за вовремя не выполненной команды.
При этом ни возраст капитана, ни личное к нему отношение не должны иметь значения. На одной из «ассолей» (две остальные меньшие яхты) капитаном была девушка на пару лет младше меня (то есть она была классе в седьмом). И у ребят, которые были в ее команде, и мысли не возникало ставить под сомнение ее авторитет и профессионализм. Дело в том, что она уже год или два занималась в яхт-кружке и не первый раз ходила под парусом.
У меня ситуация была проще: капитаном «Гольфстрима» был друг начальника летнего лагеря, профессиональный яхтсмен и руководитель того самого школьного кружка Геннадий Яковлевич (ГенЯк, как мы его ласково называли по старой шкидовской привычке). В его профессионализме усомниться было просто невозможно, он даже мог определять время по солнцу с точностью до пятнадцати минут – умение, приобретенное в бесконечных гонках на яхтах.
Мишка
У меня была другая проблема. Проблему звали Мишка, и он уже тогда был абсолютно квадратным, что называется косая сажень в плечах. Так у Мишки этих саженей была не одна, а две, причем крест-накрест. Обладатель громадной силы в руках и примерно такого же аппетита, добрый и с отличным чувством юмора, он отличался ну тако-ой неаккуратностью, что…
В первый день нас поселили вдвоем в носовую каюту. Мы по возможности аккуратно кинули свои рюкзаки и поднялись наверх готовиться к отходу.
Перед сном я спустился через люк в каюту и обнаружил последствия борьбы Мишки с рюкзаком. Как потом выяснилось, рюкзак наотрез отказался выпускать из своего нутра ложку. А с Мишкой, особенно когда он голоден, шутки плохи: рюкзак был жестоко наказан, а ни в чем не повинные матрасы, покрывавшие деревянный пол, видно, просто попались Мишке под горячую руку. Спать после трудового дня хотелось жутко, и пришлось улечься прямо на досках. Больше Мишка без моего разрешения ничего из рюкзака не доставал.
Но мне, конечно, с ним очень повезло: мы составляли всю мужскую часть команды (капитан не в счет, у него и так дел много), которая выполняла всю тяжелую работу, и его сила, чувство юмора и терпимость пришлись как нельзя кстати.
Люди, сработавшиеся на яхте, чаще всего продолжают поддерживать отношения и на берегу, взять хоть нас с Мишкой. У меня появилось много знакомых из других классов (как старше, так и младше), с которыми я не общался в школе (с младшими не всегда удобно – свои засмеют, со старшими боязно – они и сами засмеять могут). Со многими я продолжаю встречаться до сих пор.
Характер
Интересно было наблюдать, как люди разного пола, возраста и социального положения заняты одним делом. Конечно, в любом походе воспитывается характер, но в таких – особенно. Когда вся команда должна действовать как единый организм, когда ошибка любого может привести к непоправимым последствиям – несогласованность недопустима. Поэтому особенно ценятся легкость в общении и, конечно, трудолюбие.
В походе сильно развиваются такие качества, как самодисциплина и ответственность. Твою работу за тебя никто не сделает, и если вовремя не нарубишь дров, может потухнуть костер под котлами, и тогда общий ужин «переносится на неопределенное время». А если с утра сам не поднимешься вовремя, можно вообще без завтрака остаться. Это очень дисциплинирует, потому что следующая еда – аж вечером. Между тем на свежем воздухе аппетит развивается зверский.
Развлечения
После дневного перехода уже и не до развлечений – спать как можно скорее!!! Но иногда, обычно на стоянках, остаются силы и на футбол с волейболом. А однажды у старших ребят даже получилось сделать вполне приличную тарзанку. Остальное же время занимают более банальные развлечения типа чистки котлов или ныряния за нечаянно утопленным фотоаппаратом. Закон: если по твоей вине что-либо упало за борт или было забыто на берегу, ты должен будешь потом принести это в двойном размере.
Мужское дело
Мне кажется, что такое плавание – это не просто осуществление мальчишеской мечты, но и проверка самого себя на прочность. Это настоящее мужское дело. А те навыки, которые приобретаешь в плавании, – на всю жизнь.
Я, например, до сих пор не разучился плести некоторые из тех знаменитых морских узлов и хоть сейчас смогу прикрепить и поднять стаксель – один из дополнительных парусов, прикрепляющийся к мачте спереди (прибавляет скорости и помогает при движении галсами, против ветра). Да и рубка дров – тоже полезный для мужчины навык. Я вот раньше не умел это делать.
Да мало ли еще.