Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2007

Архив

Долгоиграющая летняя тетрадка

Составлено Ольгой Лапиной и Марией Ганькиной

Для занятий в доме отдыха, на даче, в горах, на берегу озера, в палатке, на палубе теплохода или в скверике через дорогу


Конечно, боязно какими-нибудь технологиями отбить у детей вкус к учебе. И при этом очень хочется помочь тем, у кого хромает, не срабатывает интуиция. С логикой-то у них все в порядке, но произвести логические операции на контрольной или экзамене не всегда есть время. А вот как помочь руке стать умной и писать без ошибок?
Практическое руководство для детей и взрослых

Нам часто не хватало чего-то, что поддерживало бы наших учеников в хорошей форме. Чего-то вроде спортивных тренажеров. Вот мы и придумали долгоиграющие рабочие тетрадки – по русскому языку и математике. Они помогали ребятам, у которых хромала интуиция языковая или математическая, набить, что называется, руку, сделать ее умной, научиться ей доверять.

А чтобы за длиннющие летние каникулы ребята не совсем потеряли рабочую форму, мы придумали вручать им в последний день занятий вот такую летнюю тетрадку. Она представляет собой сборник разных, в том числе занимательных и старинных, заданий, упражнений, примерчиков, задачек. Условно – по итогам начальной школы, но пяти-, шести-, а то и семиклашек тоже полезно запустить в такой за­дачник (см. стр. 22–29).

Увеличьте при помощи сканера или ксерокса листы летней тетрадки в два раза – до формата А4 (при сканировании не забудьте подложить черную бумагу, чтобы не просвечивала оборотная сторона). Засуньте листы А4 в так называемые файлы (прозрачные перфорированные пакеты) и через отверстия сшейте вместе какой-нибудь ленточкой или веревочкой. Летний задачник готов.

В тетрадке – восемь порций заданий в порядке некоторого возрастания сложности. На каждую неделю каникул – по одной. Таким образом, тетрадка заполняется в восемь присестов. Правда, не очень обременительно?

В такой самодельной тетради работать нужно только спиртовым маркером, который в отличие от водного собрата не стирается пальцем. Маркер должен быть не красного и не зеленого цвета, потому как это цвета проверяющего.

Все задания выполняются на время, которое и записывается в конце упражнения (например, t1 = 45 сек). Не ограничь ребят временем – и они будут долго думать головой. Например, вспоминать орфограмму и, боясь ошибиться, спрашивать у мамы, какую букву вставлять. В итоге все у них будет правильно, и как раз это лишит их возможности еще раз вернуться в данное упражнение. Не голова – думать, а рука должна знать, что писать. Ведь на контрольной работе думать тоже особенно некогда.

Итак, ребенок выполняет упражнение быстро (приблизительно за одну-две минуты) и отдает «грамотею» (родителю, старшему брату, бабушке, соседке и т.д.) на проверку. Если тот не находит ошибок, то «зануляет» упражнение, то есть в конце ставит зеленый или красный нулик – 0. Или другую цифру – в зависимости от количества ошибок (1 – одна ошибка, 8 – восемь).

Если в упражнении есть хотя бы одна ошибка (не говоря уж о нескольких), ребенок ее вначале изучает, исправляет, обсуждает, придумывает похожий случай –
в общем, так или иначе прорабатывает. После этого стирает упражнение ваткой с одеколоном (дезодорантом, освежителем воздуха) и заполняет его заново. Опять же – на время. Появляется t2.

«Грамотей» еще раз проверяет и еще раз выставляет количество ошибок напротив t2. И ребенок с удовольствием констатирует, во-первых, тот факт, что время t2 меньше времени t1. А во-вторых, что ошибок стало меньше (а то и вовсе 0!).

В начале учебного года полезно еще раз запустить ребят в тот же клеенчатый задачник. Только на этот раз они управятся с ним по-свойски – в два присеста (рука-то поумнела!). И проверить уже смогут друг у друга сами.

TopList