Архив
Первое сентября...
Первое сентября, конечно, не может быть рядовым учебным днем. Дети не виделись целое лето, их распирает от впечатлений, и не дать им выпустить пар, укладывая в прокрустово ложе урока, – как-то не по-человечески. Да и хлопотно: ведь сдерживать детское фонтанирование можно только силой.
Мудрое начинание – устраивать на первых уроках нового учебного года классные часы. Но возведенное в степень государственного масштаба, оно, увы, оказалось очередной обязаловкой – то уроком мира, то толерантности, то Днем знаний.
Хорошо это или плохо, когда учителю в добровольно-принудительном порядке предлагают не только тему, но даже сценарий этого «всенародного» праздника? Все зависит опять-таки от позиции учителя: ведь кто его уложит в прокрустово ложе циркуляра? Только он сам.
Или учитель – это все же Тесей, который, вместо того чтобы улечься на ложе самому, укладывает Прокруста?
Внутри каждого из нас скорее всего есть место и тому и другому – и Прокрусту, и Тесею. Кто кого подгонит под мерку? Если во мне возьмет верх Прокруст, то сначала я сам себя подгоню под мерку инструкций, а потом и своих учеников.
Если же во мне верховодит Тесей, то очередной спущенный сверху циркуляр – всего лишь предлог, для того чтобы укоротить (укротить) собственного Прокруста. И тогда я открыт творчеству своих учеников, и они откликаются на мою открытость…
А может быть, это не так уж и плохо, что нам на голову сыплются циркуляры, разнарядки и программы – ведь на них можно проверять, кто в нас сильнее – Тесей или Прокруст?
Негодовать же по поводу чьей-то бюрократической недальновидности – конечно, дело святое. Если только это не приводит к ничегонеделанию: мол, этот бред нормальный человек выполнять не станет. Так ведь и не надо выполнять – вот в чем штука-то! Этот бред нам нужен вовсе не для исполнения, а для творческого преодоления.