Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2007

Архив

Бородино. Своя земля

* не для оваций

Елена ЛИТВЯК,
с. Рождествено, Московская обл.

Чтобы ее почувствовать, мы учимся перемещаться во времени и пространстве. Чтобы ее узнать – учимся узнавать себя


Кстати, 8 сентября исполняется 195 лет со дня Бородинского сражения. Так что впереди у классных руководителей целое лето, чтобы продумать и спланировать поездку на поле русской воинской славы.

Казалось бы, путешествие с детьми – лекарство от повседневной усталости и равнодушия. Да только приключения бывают разными. И оказывается, почти в каждом таком путешествии взрослый должен пройти через испытание, чтобы доказать, что он – взрослый. Взрослый не потому, что умеет скучать, а потому, что умеет справиться с трудностями, прийти на помощь, а иногда даже и совершить поступок, который по плечу только очень зрелому и мужественному человеку.

Вот оборотная сторона совместного путешествия с детьми: мы должны суметь одновременно стать и младше, и взрослее. Младше – чтобы видеть мир глазами детей. И взрослее – чтобы уберечь этот мир от беды.

Поэтому, прежде чем отправиться в поход, зададим себе вопрос: готовы ли мы пройти через такие испытания? Ведь если мы выходим из дома с детьми, каким бы близким ни был наш путь, он никогда не будет туристической поездкой. Он всегда окажется настоящим путешествием.

Школа узнаваний

Маленькая деревенская школа стоит, как и положено, посреди зеленого сада. Село Рождествено – красивое место. Но многое ли знают о его жизни, истории наши дети, прожив здесь десять – двенадцать лет? А место это, историей богатое, может научить верности, чести и правде. Здесь хранится память об Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной. Худо было бы пройти мимо этого.

И мы в очередной раз собираем рюкзаки и отправляемся в путь, чтобы своими глазами посмотреть на Бородинское поле, где погиб сын владельцев усадьбы Рождествено – генерал-майор граф Александр Иванович Кутайсов, командовавший в Бородинском сражении всей русской артиллерией. Ему было двадцать восемь лет, его ждала невеста – княжна Анастасия Мещерская, да так и не дождалась. Кутайсов погиб на батарее Раевского.

Эти постоянные рассказы о прошлом, таком для них далеком и плохо представимом, подей­ствовали на ребят ошеломляющим образом. Думаю, свое добавила и жажда подвигов, приключений, геройства. А так – что им до человека, жившего двести лет назад, портрет которого они увидели? Но загорелись и с энтузиазмом стали готовиться к экспедиции. Рассматривали форму русских и французских войск, узнавали имена и судьбы полководцев, переживали, как свои собственные, победы и поражения русского оружия в той далекой войне 1812 года. С замиранием сердца слушали почти романтическую историю основания Спасо-Бородинского монастыря, поставленного на месте Багратионовых флешей у деревни Семеновская. И лексикон пополнился новыми словами – редут, кивер, эполеты, фельдмаршал, император, Георгиевский крест, Отечество.

«В игре да в дороге узнают людей», – говорил Даль. То-то мы все играем да путешествуем с нашими учениками. И одно из непреложных правил наших странствий – всегда иметь собственную цель путешествия и максимально использовать образовательные возможности местности (конечно, не за один раз, а при каждом посещении все углубляясь и углубляясь).

Так получилось, что в эту экспедицию поехали в основном мальчишки. Девочки почти все разъехались на лето. Да мальчишкам-то и интереснее на поле русской воинской славы.

Школа дороги

Дорога долгая, сложная, они заранее внутренне к ней привыкают, говоря: «Надо быть ко всему готовым, не теряться, если что, потерпеть, помогать друг другу». По-другому просто нельзя – пропадешь. Всякий раз, когда мы куда-нибудь едем, я любуюсь ребятами: как они борются с усталостью, мгновенным желанием все бросить и повернуть назад, желанием немедленно есть и пить, раздражением друг на друга.

Школа дороги – удивительное учебное заведение. Не зря люди отправляются в дальние дали. Домой они возвращаются сильно изменившимися. И у наших ребят тоже эти изменения видны.

Почему они все это преодолевают? Конечно, не последнюю роль играет желание выглядеть сильным и мужественным, быть частью дружной команды. Совершенно чудесным образом в их внутренних глубинах возникает желание повернуться от себя к другому.

Путешествие получилось удивительным. Я впервые увидела так ярко, как просыпается в ребенке чувство своей земли. Не скажу, что в этот солнечный июньский день в душе у каждого из юных путешественников вдруг вспыхнуло и осталось навсегда чувство Родины. Но они глубоко переживали этот поход.

В электричке почти три часа езды. Олег и Андрей старательно записывают все наши остановки, Ромка, самый младший, спит, набирает силы на последний бросок, устав от бесконечных переходов – автобус, электричка, метро, опять электричка и потом еще пешком топать три километра. Настя с Ильей разгадывают солдатские загадки и пробуют хоть немножко запомнить лермонтовское «Бородино». Мы с Сережей беседуем на животрепещущую тему – зачем человеку образование, зачем много знать, можно ведь и так обойтись? Бородино все ближе, уже попадаются огромные открытые пространства, перелески, и ребята спрашивают: это уже поле или нет? Словно бы ищут точку отсчета, с которой начнется другой, героический мир.

Лучший способ «унести место с собой»

Бородино встречает недостроенной платформой и разрушенной станцией. На краю станционного поселка – каменная карта поля, повторяющая бумажную, которую мы взяли с собой.

Садимся на землю, перекусываем и читаем воспоминания Федора Глинки, участника сражения. Пробуем почувствовать то, что чувствовали солдаты перед битвой. Почти ничего не выходит – слушают рассеянно. Им хочется впитать в себя все место целиком – воздух, траву, землю укреплений, смешать эти новые ощущения с ранее услышанным и собственными мечтами.

Недалеко за поселком видны первые памятники разным воинским частям, стоявшим здесь, – литовцам, драгунам, кирасирам, артиллеристам. Чувствую, дети переменились. Сами того не ведая, они использовали совершенно младенческие, самые основательные способы запоминания нового – пощупать, понюхать, потом только прочитать и записать.

Самый старший, четырнадцатилетний Андрей, вычитывал все подписи на памятниках вслух. Остальные обсуждали, можно ли подойти ближе, чтобы потрогать, или это не просто памятник, а захоронение, значит, наступать на землю нельзя. Их движения стали плавными, спокойными, совсем не стремительными, какими они бывают дома. Наверное, это самый подходящий ритм, чтобы успеть рассмотреть, почувствовать и подумать. Просят идти не по дорожкам, а прямо по полю, чтобы высокая трава доставала почти до плеч.

Дошли до Багратионовых флешей. Ребята трогают руками землю валов, пересыпают в ладонях, подбирают палочки на память. Может быть, сейчас у каждого из них внутри разворачивается свой маленький воображаемый фильм про Бородинскую битву. И вдруг все разом, взойдя на очередной вал, решают играть в «царя горы».

Лучшего способа навсегда запомнить место трудно придумать. Собственным телом, сбитыми локтями и вымазанными в траве коленками они упаковывают в тайники памяти Бородин­ское поле – берут валы штурмом и яростно защищаются.

Молчим и смотрим

Целый час пролетает незаметно. Берем с собой немного бородинской земли, чтобы потом дома, в Рождествено, заложить ее в основание памятника Александру Кутайсову, который будет стоять на территории усадьбы.

Уходить никто не хочет, норовят полежать, поваляться еще. Старшие мальчики идут к лесу срисовывать памятники инженерным войскам.

В монастыре на краю поля тихо, спокойно, непривычно. Во Владимирском соборе крестят ребенка. В храме Спаса Нерукотворного, поставленного игуменьей Марией (Маргаритой Тучковой) на месте гибели мужа – генерала Ревельского пехотного полка Александра Тучкова 4-го, двери всегда открыты, но богослужение совершается редко – только в памятные дни. Ребята с трепетом заглядывают внутрь.

В монастырском пруду – белые кувшинки. И опять повторяется ситуация игры в «царя горы»: хочется брать штурмом укрепления, оставленные в самом центре монастыря. Но это невозможно – место такое, это они чувствуют. Мгновенно найден другой способ «унести место с собой» – ребята укладываются рядком животами на мостки у пруда, опускают руки в воду и затихают, иногда лишь переговариваясь, передавая, видимо, друг другу свои ощущения. Хочется искупаться, но нельзя. Мальчишки набирают воду – на память. Идем в домик игуменьи Марии, потом в собор.

Отец Георгий очень рад увидеть нашу пеструю компанию, весело благословляет и дарит нам неожиданный и чудный подарок – ведет на крышу собора, на балкон, где стояли сто лет назад государь император Николай II, императрица Александра Федоровна, наследник цесаревич, девочки-царевны.

Поле Бородина разворачивается перед нами во всю ширь. Где-то там речка Колочь, Огников ручей, батарея Раевского. Ребята от восторга не могут ничего сказать. Да и что скажешь? Красота родной земли, огромные просторы, военная хитрость и мужество предков напитывают их в этот момент, проникают целиком. Это состояние невозможно логически разложить по полочкам. И мы просто молчим и смотрим, запоминаем, чтобы еще сюда вернуться.

TopList