Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2007

Архив

Стратегия сопротивления: умей сказать «нет»

* игра-практикум

Елена ИВАНИЦКАЯ

Материалы к классному часу


Автор исследования «Педагогическая профилактика наркомании в школе» кандидат педагогических наук А. Макеева пишет: «Под влиянием асоциальной компании подростки совершают поступки, которые сами же считают неправильными, просто потому, что не умеют отказаться, – ведь этому не учат ни в школе, ни дома. Когда впервые попадаешь в ситуацию, где непонятно, как себя вести, всегда легче подчиниться, чем оказать сопротивление». Потом родители добиваются от ребенка ответа: «Как ты мог? Ведь ты же понимал, что нельзя?» – хотя сами же искореняли в нем потенциал сопротивления. А. Макеева считает, что подросткам необходима отработка навыков отказа, и предлагает варианты практических занятий.

Разминка

На первом занятии сначала проводится разминка. Дети садятся или становятся в круг, а взрослый водит. Игра состоит в том, что дети уговаривают ведущего пойти в кино, в лес, на дискотеку, а тот изобретательно отклоняет предложение. Игра идет с мячом: ведущий бросает мяч игроку, тот «уговаривает». Потом перебрасывает мяч ведущему, а тот не соглашается. То есть демонстрирует детям образцы отказа.
После разминки игроки обсуждают виды отказов. К концу занятия несколько видов отказа охарактеризованы и снабжены этикеткой.

Навык отказа

Отказ-согласие. В сущности, человек согласен, но деликатно сопротивляется, чтобы предложивший имел возможность отступить, если сам делал предложения только из вежливости.

Пример: «Чаю?» – «Нет-нет, спасибо, не хочу вас затруднять».

Отказ-обещание. Безобидная форма отказа. Позволяет избежать конфликтной ситуации. Демонстрирует, что отказавший ценит общение с предложившим.

Пример: «Пошли в кино?» – «Завтра – обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини».

Отказ-альтернатива. Тоже неконфликтная форма. Что‑то мешает принять предложение, но отказавший не прерывает общение, а выдвигает встречный вариант.

Пример: «Пошли на речку?» – «Купальника нет, давай в кино».

Отказ «обстоятельства не позволяют». Более жесткая форма – отказывающий никаких обещаний не дает и альтернатив не выдвигает.

Пример: «Пошли в кино?» – «Не получится, у меня завтра доклад».

Отказ-отрицание. Жесткая, бескомпромиссная форма отказа. Наносит обиду, но снижает вероятность получения нежелательных предложений в дальнейшем.

Пример: «Пошли в клубешник?» – «Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение!» Или: «С тобой не хочу!» Или просто: «Не пойду, потому что не хочу».

Отказ-конфликт. Крайний вариант отказа-отрицания. Может содержать оскорбление или угрозу.

Пример: «Пошли в подвал?» – «Отвали со своим уродским подвалом, идиот!»

Следующее занятие тоже начинается игрой. Ведущий бросает мяч играющему и высказывает некое предложение, а поймавший мяч отказывается его принять.

После игры-разминки проводится обсуждение, когда какой отказ уместен. Неумение оценить ситуацию может ввести в заблуждение предлагающего и поставить в ложное положение отказывающего.

Моделирование ситуаций

Третье занятие – опять разминка с мячом «предложил – отказался» и обсуждение сценариев.

Отработка навыков отказа касается широкого спектра жизненных ситуаций, но постепенно концентрируется на отказе от вредных и опасных затей, причем никакого особого упора на наркотические предложения не делается.

А. Макеева предлагает использовать как реальные ситуации, так и смоделированные, причем ребята, увлекшись занятием, скоро начинают приводить живые примеры из собственного опыта.

Сережке было 12 лет. Однажды летом он вышел во двор. На лавочке сидели незнакомые пацаны. Он подсел, познакомился, заговорили о футболе. Пацан постарше предложил: «А пошли‑ка мультики смотреть!» Ребята двинулись к подъезду. Сережка знал, что такое «смотреть мультики» (дышать парами бензина), и остался на скамейке. «А ты чего расселся, особое приглашение нужно? А ну пошли!» – И компания угрожающе повернулась к Сережке, готовая его окружить.

Ребята обсуждают безопасный путь выхода из ситуации. Отказ-отрицание или отказ-конфликт могут спровоцировать агрессию, вместе с тем отказаться нужно решительно. Наиболее целесообразно начать с отказа-отрицания и тут же добавить к нему ссылку на неизвестные предлагающим обстоятельства: «Нет, не пойду. Сейчас мама спустится, мы с ней в магазин собрались».

Если ситуация совсем обострится, нужно, конечно, кричать, звать на помощь и убегать. Но беда в том, что подростковое достоинство побег с криками не принимает. И надо попытаться доказать, что побег и крики о помощи тоже могут быть рациональным поведением и далеко не всегда это стыдно.

Таня давно была влюблена в Диму, и вот он наконец обратил на нее внимание. Они впервые наедине, она волнуется, у нее руки дрожат. «Что ты такая зажатая? Все хорошо, расслабься! Вот, возьми!» – И Дима протягивает ей несколько таблеток.

Говоря между нами, взрослыми, – ситуация почти безнадежная. Таня попала в капкан. При сильнейшей психологической зависимости от этого типа отказаться она вряд ли сможет, особенно если он будет настойчиво уговаривать: «Ты что же, мне не доверяешь?» Но надо предупредить, что таблетки могут подействовать непредсказуемо и очень велик риск, что первое свидание закончится для Тани неэстетично. Поэтому надо бы сослаться на некие проблемы со здоровьем (например, аллергия) и попытаться быстро увести разговор в сторону.

Если нет психологической зависимости или угрозы расправы, то уверенные и убедительные отказы должны у подростка от зубов отскакивать.

Своя компания празднует день рождения. Уже довольно поздно, пора бы и расходиться, но тут на столе появляется бутылка водки.

Своей компанией сходили в кино и приятно прогулялись, пора домой, но тут поступает предложение на всю ночь «завалиться» к тому из приятелей, у кого родители в отъезде.

Действия очевидны – твердое «не буду, не пойду» и к нему какое‑нибудь убедительное обстоятельство: «Завтра контрольная, соревнования, у меня непереносимость, я однажды так перебрал, что до сих пор забыть не могу». Скорее всего начнут приставать: «У меня тоже завтра контрольная, но я же не выпендриваюсь» – однако это все равно неопасно: «Отстань. Мне важно занять призовое место, а ты как хочешь».

Есть тут, конечно, и сугубо деликатный момент. Это что же получается: мы учим детей хитрить, изворачиваться и даже лгать? Нет, учим благоразумной стратегии сопротивления, учим со смекалкой и фантазией противостоять негативному давлению.

Реплика от редакции
Ситуации отказа лучше всего сочинять и разыгрывать в группах по 3–4 человека. Группы по очереди (не забудьте о жеребьевке!) показывают свои сценки, а зрители отгадывают, какая форма отказа была в них использована.

TopList