Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2007

Архив

«Всё сами и на скорую руку»

* приметы времени

Записал Станислав КОЛЬЦОВ

Впечатления учительницы, приглашенной племянником на выпускные торжества


В школе, где я до этого работала, все было достаточно формально. Почти как у нас, когда я сама училась в школе. Помнится, первый и второй уроки в этот день шли, как обычно. А на третьем была церемония «последнего звонка». Выпускники – все как один в белых фартучках и рубашечках – выстраивались в линеечку. Ну а линейка – она и есть линейка. Сами знаете.

Потом звенел «последний звонок» – и все шли дальше учиться. На четвертый и пятый уроки. (Это сейчас звучит смешно, а тогда казалось нормальным.)

А потом, после уроков, мы всем классом пошли в парк. Вот и все.

Капризы моды

«Последний звонок» у моего племянника (английская государственная спецшкола) попал на субботу. Столько народу я не видела даже 1 сентября. Это был какой-то ужас. Три выпускных класса. На каждого выпускника по 4–5 родственников. Спортивный зал – битком (кто-то даже на шведской стенке все представление провисел). Кроме родителей – бабушки-дедушки, братья-сестры, друзья, бывшие выпускники…

И никто никого не предупредил, поэтому сначала публика расселась кто где захотел. А потом пришлось с боем освобождать первые три ряда для учителей и выпускников. И это было ужасно.

Первое, что бросалось в глаза, – это огромное количество шаров. И…одиннадцатиклассницы в коротеньких белых фартучках и с бантами на головах! Сейчас, оказывается, мода на это возвращается.

Но самая главная примета времени – все на видео снимают. Столько было видеокамер – просто жуть! И все всё всем загораживают, толкутся, мешают.

Среди снимающей толпы был один особо активный кавказец – маленький, а камера огромная. Ему пытались сказать, что он здесь не один такой. Так он: мне, мол, день­ги заплатили, чтобы я снял профессионально. И всем стало ясно, кто тут будет «кино снимать», а кто будет мыкаться, чтобы хоть как-то свое чадо увековечить…

Гимны и речи

Наконец врубается «Давно, друзья веселые...». И под дикие крики зрителей в зал входят выпускники. Началась официальная часть: Гимн Москвы (причем полностью, без купюр), речи представителей от городской думы (хорошо, что недолго) и так далее.

Потом экспромты-пожелания учителей. Все волнуются, все запинаются. Вроде выучить – нехорошо. А не выучишь – в такой-то накаленной обстановке надо быть большим профессионалом, чтобы хоть что-то вразумительное произнести.

Пародии и сценки

После речей начались выступления. Сначала свои сценки показывали десятиклассники. Запомнилась уборка класса. Текст (в стиле Шекспира) звучал очень смешно.

Наконец очередь дошла и до выпускных классов. Одни под караоке делали пародии на учителей. Другие показали пантомимы.

Было очень смешно, когда водой в ведре обозначалось количество знаний. Отличник зачерпнул трехлитровой банкой, второй – баночкой литровой, а третий – вообще стаканчиком. А последний подходит и «знания» из этого ведра маленькой клизмочкой начинает всасывать.

Прощальные самолетики

Потом все выпускники выстроились в хор, и каждому учителю на какой-нибудь известный мотив спели песенку собственного сочинения. Причем и стихи были очень приличные, и пели они достаточно хорошо. Родители всё удивлялись: «Как они этого добились?! Ведь буквально за несколько дней все было сделано!»

Мероприятие в 11 часов началось, а закончилось только около трех часов! Но все так терпеливо слушали. И маленькие дети выдержали (кроме одного, он не выдержал и заорал).

А когда в финале все запели прощальную песню, в зал стали пускать бумажные самолетики. Один приземлился мне на голову. Я развернула и прочитала: «Ты – будущий олигарх».

Мило и несерьезно

Нужны ли разные сценки, спектакли на «последнем звонке»? Может быть, как раньше: линейка для выпускников, а потом опять уроки? Зачем время и силы перед выпускными экзаменами тратить?

Но раз уж такая традиция возникла, значит, она нужна. Значит, сами выпускники хотят. Их же никто не заставляет.

Правда, в соседней школе, я знаю, из года в год с января по март один учитель (историк) сначала сочиняет специальный сценарий. Потом в апреле начинает с избранными выпускниками целый спектакль готовить, чтобы на «последнем звонке» показать. Но выходит и помпезно, и скучно.

Другое дело, когда видно, что всё сами и на скорую руку. Когда каждый класс показывает свои незамысловатые капустники.

У нас, например, было мило и несерьезно, много всяких накладочек. Но благодаря непринужденной атмосфере все как-то сходило с рук.

А что на выпускном?

А после всего наш племянник, отпросившись у родителей, пошел вместе со всеми к какому-то мальчику домой. И вернулся только утром – первый раз в жизни. Правда, он все время был на проводе (по мобильнику).

И, конечно, все обошлось. Но в семье так волновались, что потом долго рассказывали знакомым о том, как они «морально устали».

А я все думала: а что же они будут делать на выпускном? Ведь прощальные сценарии уже сыграны, эмоции пережиты…

Впрочем, на выпускном главное – дискотека, стол и гулянье до утра…

TopList