Разное
Обзор полезных публикаций
О чем писали газеты Издательского дома “Первое сентября” в январе-феврале 2007 года
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Быстрицкий О. Терапия киноискусством : Методы повышения психологической компетентности педагогов / О. Быстрицкий // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 18–21. – (Психолог у доски).
Что такое кинотренинг, какие цели он преследует, как правильно его провести.
Вачков И. Разогревающие игры и психотехники / И. Вачков // Спорт в школе. – 2007. – № 4. – С. 38–39. – (В фокусе внимания. Советы психолога).
Для того чтобы задать динамику уроку, можно использовать специальные психологические игры.
Кожурина Л. Что произошло у вас сегодня на уроке? : С этого вопроса начинается разговор о действительно живой школе / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 8. – (Школьное дело. Пути к новой педагогике).
Учительские рассказы с комментариями. Автор проекта и ведущий педагогической гостиной для учителей Екатеринбурга – Александр Лобок.
Остапенко А. Может ли школьная оценка быть справедливой? / А.Остапенко // Управление школой. – 2007. – №4. – С.16–21. – (Школьный уклад. Эксперимент).
Четыре года коллектив азовского педагогического лицея ведет экспериментальную работу по изменению отношения учителей и учеников к оценке.
Пальнова О. Подружить ребят... на уроке : Метод групповой работы позволяет решить эту задачу / О. Пальнова, И. Куличихина // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический практикум).
Рожкова С. Особенности педагогической культуры
учителей-мужчин и учителей-женщин / С. Рожкова // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 9. – (Школьное дело. Социология образования).
Результаты исследований свидетельствуют: гендерные особенности педагога влияют на способы и результаты обучения.
Шадура А. Тренинг развития профессиональных навыков / А. Шадура // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 32–38. – (Гильдия).
О программе работы с трудными детьми и проблемными родителями, которая разработана под конкретную задачу реформирования системы профилактики сиротства в Томской области.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Арсланьян В. Как сотрудничать с родителями : Индивидуальная работа / В. Арсланьян // Математика. – 2007. – № 4. – С. 21–22. – (Страничка психолога).
Берштейн А. Право на сопротивление воспитанию : Ребенок в принципе не глупее нас. Только неопытнее. А мы хотим навязать ему наш опыт... / А. Берштейн // Первое сентября. – 2007. – № 1. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).
Болсуновская Н. Может, перестанем воспитывать? / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 17. – (Детный мир).
Как отбросить поведенческие шаблоны и начать взаимодействовать со своими детьми вживую?
Иваницкая Е. Не послушались, не захотели, поступили назло : Что делать взрослым, если дети ведут себя именно так? / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 1. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).
Каменский А. Советы от директора : На что стоит обратить внимание родителям, которые ищут учебное заведение для своего ребенка / А. Каменский // Первое сентября. – 2007. – № 1. – С. 4. – (Политика образования. Образовательная экспертиза).
Лейбман И. На боевых позициях? : Родительское собрание в 7-м классе / И. Лейбман // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 10–11. – (Вместе с родителями).
Родительское собрание, которое проходит в форме тренинга. Среди задач: помочь родителям объективировать возрастные особенности своих детей, специфику их поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками на данном этапе развития.
Чего не знают родители // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 34–35. – (Семья и дети).
О программе работы университета здоровья для родителей учащихся лицея № 44 в г. Липецке.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Арсланьян В. Психологические аспекты профильного обучения / В. Арсланьян // Математика. – 2007. – № 2. – С. 14–15. – (Страничка психолога).
Глубокова Е. Просто “Узнай себя!” / Е. Глубокова, Н. Смирнова // Управление школой. – 2007. – № 2. – С. 42–46. – (Профильное обучение. Самоопределение).
Экспериментальная программа для школьников 8–9-х классов.
Дзятковская Е. Тому ли мы учим наших детей? / Е. Дзятковская // Здоровье детей. – 2007. – № 2. – С. 16–18. – (Профильное обучение).
Ефимова Н. Готовлюсь к профессиональной деятельности : Психологический практикум для старшеклассников // Н. Ефимова // Школьный психолог. – 2007. – № 2. – С. 24–31. – (Методическая копилка).
Практикум рассчитан на шесть занятий: “Формирование команды”, “Профессиональные качества личности”, “Лидер” и др.
Уколова О. Как перевести образование в активную форму : О некоторых принципах построения модели профильной школы / О. Уколова, М. Калужская // Управление школой. – 2007. – № 2. – С. 11–15. – (Профильное обучение. Тактика).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
Белковский С. Создайте детям душевный комфорт / С.Белковский // Здоровье детей. – 2007. – №1. – С.40–41. – (Вместе с психологом).
Рекомендации педагогам, которые хотят улучшить микроклимат в классе.
Беседина М. Зачем человеку правила? : Психологическое занятие для младших подростков / М. Беседина // Школьный психолог. – 2007. – № 1. – С. 10–11. – (Психолог у доски).
О том, как формировать у учеников потребность соблюдать нормы поведения.
Лепешова Е. Если нет интереса к учению : Школьный психолог проводит диагностику учебной мотивации / Е. Лепешова // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 10. – (Школьное дело. Качество образования).
Набойкина Е. Роспись на стекле / Е. Набойкина // Школьный психолог. – 2007. – № 1. – С. 46–47. – (Игротека).
Техника “GLASS-ART” направлена на решение различных психологических задач.
Ненюкова О. Дети, которым трудно / О. Ненюкова // Спорт в школе. – 2007. – № 3. – С. 32–33. – (В фокусе внимания. Советы психолога).
Оказывается, синдромы гипер- и гипоактивности могут быть преодолены воспитательными действиями.
Орлова Е. Я и мое будущее в современном мире : Программа личностного и профессионального самоопределения для старшеклассников / Е. Орлова // Первое сентября. – 2007. – № 2. – С. 18–19. – (Детный мир).
Прихожан А. Тревожный ребенок / А. Прихожан // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 19. – (Детный мир. Парадоксы воспитания).
Смелова В. О темпераменте правдиво и не очень : Интегрированный урок о различных типах темперамента / В. Смелова // Биология. – 2007. – № 1. – С. 12–36. – (Я иду на урок).
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК
Соболева А. Левши – особенные дети... / А. Соболева // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 32–37. – (В союзе с психологией).
Штарк М. Как лечить гиперактивность / М. Штарк // Здоровье детей. – 2007. – № 2. – С. 8–10. – (Медкабинет).
Якушева Е.Отказ от женственности / Е. Якушева // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 35. – (Образ жизни).
Ученые-медики Иркутска проанализировали психологические особенности девочек-подростков с неврогенной анорексией.
ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК
Бочкарева Л. Дайте подростку проявить себя : [беседа с психологом Л. Бочкаревой / записала Е. Иваницкая] // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).
“Причина детского алкоголизма – невозможность самореализации”, – убеждена психолог петербургского приюта “Надежда” для мальчиков.
Гарипова О. Защити себя сам / О. Гарипова // Здоровье детей. – 2007. – № 3 – С. 36–37. – (Вместе с психологом).
О комплексной программе по профилактике употребления психоактивных веществ.
Иваницкая Е. Какой может быть профилактика? : [по материалам беседы с директором общественной организации “Взгляд в будущее” А. Хмыровым, ученым-педагогом, волонтером Общества помощи наркоманам
А. Мелиховым и психологом фонда “Береги себя” Е. Гришиной] / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 18. – (Детный мир. Имя беды – наркотики).
Каменский С. Можно запрещать. А можно подвести к осознанию опасности : Этому поможет тренинг канадского педагога Дэвиса Джеймса-Уилсона “Школа алкогольного риска” / С. Каменский // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).
Кардашина О. Я и мир : Организация групповой тренинговой работы с подростками / О. Кардашина // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 15–17. – (Психолог у доски).
Ляхович А. Компьютер против наркотиков / А. Ляхович, А. Лозовская // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 20–25. – (Технология).
О компьютерной программе по профилактике наркомании “Вооружен знаниями – значит, предупрежден... Ваш выбор …”.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Алейникова И. Педагогика “улитки” : Метод учебного проекта не пустил китов в Онежское озеро / И. Алейникова // Управление школой. – 2007. – № 3. – С. 9–12. – (Проекты и исследования).
Кузнецова Е. Проект “Новогодние традиции” / Е. Кузнецова, Л. Мурчикова // Информатика. – 2007. – № 4. – С. 34–36.
Никифорова Н. Лист Мебиуса / Н. Никифорова, А. Устинов // Математика. – 2007. – № 3. – С. 31. – (Внеклассная работа. Экспериментальная математика).
Внеклассное занятие по математике для 5–7-х
классов.
Правила юного мыслителя // Управление школой. – 2007. – № 4. – С. 34–39. – (Проекты и исследования).
Как научить школьников правилам описания исследовательских работ, критериям оценки исследований, выступлению на конференциях.
Ситникова С. Учимся учить : Проблемные курсы готовят педагогов к руководству исследованиями / С. Ситникова, Л. Осипенко // Управление школой. – 2007. – № 3. – С. 15–16. – (Проекты и исследования. Кадры).
Соколова Е. Каждый проект ко двору. Школьному : Обустройство прилегающей территории как образовательная ситуация / Е. Соколова // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 13. – (Школьное дело. Ориентиры).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Колибаб А. Странные люди / А. Колибаб // История. – 2007. – № 4. – С. 6–7. – (Книгочей).
О книге Е. Малето “Антология хожений русских путешественников, XII–XV века”.
Мемориалы войны 1812 года // Литература. – 2007. – № 4. – С. 45. – (Литературная карта).
О Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике и музее-панораме “Бородинская битва”.
Музеи Лермонтова // Литература. – 2007. – № 3. – С. 44–45. – (Литературная карта).
Сморгунова Е. Прогулка по именам московских улиц и переулков / Е. Сморгунова // Русский язык. – 2007. – № 3. – С. 43–47. – (Язык и общество).
Столов Н. Эколого-краеведческие маршруты для учащихся 6–8-х классов / Н. Столов // География. – 2007. – № 4. – С. 41. – (Опыт. Внеклассная работа).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА
Григорьева М. День отказа от курения / М. Григорьева, Е. Топоркова // Школьный психолог. – 2007. – № 1. – С. 12–15. – (Метод в теории и на практике).
Игра, посвященная Международному дню отказа от курения.
Дорожкина Н. Крестики-нолики / Н. Дорожкина // История. – 2007. – № 1. – С. 42–43. – (Я иду на урок).
Игра по теме “Древняя Русь”.
Петренко А. Учимся управлять : Об опыте организации деловой игры, развивающей гражданскую позицию учащихся / А. Петренко // Управление школой. – 2007. – № 1. – С. 34–37. – (Школьный уклад. Самоуправление).
Деловая игра “Государство Лицей”.
ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС
Литвинов Е. Праздник силы и здоровья “А ну-ка, парни!” / Е. Литвинов // Спорт в школе. – 2007. – № 3. – С. 19–20. – (Методика. Внеклассные мероприятия).
Толстик С. Турнир “Клуб знатоков профессий” : Занятие для учащихся 9-х классов / С. Толстик // Школьный психолог. – 2007. – № 4. – С. 46–47. – (Игротека).
Федоренко А. “А ну-ка, девочки!” : Веселые старты / А. Федоренко // Спорт в школе. – 2007. – № 3. – С. 18. – (Методика. Внеклассные мероприятия).
САНБЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Ляпунова Ю. Живительная энергия цвета / Ю. Ляпунова и др. // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 26–29. – (Обустройство).
Влияние цвета на организм. Какого цвета должны быть школьные помещения. Исследование школьников и учителей школы № 3 г. Киренска Иркутской обл.
Малыхина М. Проводы зимы / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Подвижные игры и состязания.
Малыхина М. Трус не играет в хоккей / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2007. – № 2. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Малыхина М. Сороконожки на лыжне / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Панфилова М. Где тонко, там и рвется : [беседа с кандидатом психологических наук, автором книги “Игротерапия общения” и коррекционных сказок для детей “Лесная школа” М. Панфиловой / записала Н. Семина] // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 5. – (Из первых рук).
Как помочь детям избежать стрессов в школе.
Педагоги за партой // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 26–29. – (Учительская).
К сожалению, сегодня никто не учит педагогов работать в здоровьесберегающем режиме. В липецкой школе-лицее № 44 организовали постоянно действующий семинар для учителей по вопросам формирования здоровой образовательной среды.
Полозов А. Сколько лет вашему ученику? : О биологическом и паспортном возрасте подростков / А. Полозов // Спорт в школе. – 2007. – № 3. – С. 29–30. – (В фокусе внимания. Наука – учителю).
Руднева Л. Игра ног / Л. Руднева / Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 19–23. – (Вне урока).
Танцевать рок-н-ролл – весело, современно, модно. И это такая хорошая физическая нагрузка, что танцевальные па можно смело разучивать не только на уроках физкультуры, но и во время внеклассных мероприятий.
Солодкова М. Осторожно: дети! : Факторы риска в процессе обучения / М. Солодкова // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 30–34. – (45 минут).
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Рыжкова Т. Школьный виртуальный литературный музей / Т. Рыжкова, В. Леонтьева // Литература. – 2007. – № 1. – С. 26–29. – (Методика).
Алейникова И. С чего начинается Родина? : С картинки на сайте моем / И. Алейникова // Управление школой. – 2007. – № 4. – С. 23–24. – (Школьный уклад. Виртуальный музей).
О виртуальных школьных музеях.
ДАТЫ, ИМЕНА
Алданов М. Душа общества, или Честолюбивый эгоист / М. Алданов // История. – 2007. – № 4. – С. 22–26. – (Анфас и профиль).
Очерк о Жорже Дантесе.
Блез Паскаль // Математика. – 2007. – № 4. – С. 24. – (На стенд. Легенды истории математики).
О французском математике, физике, религиозном философе и писателе.
Воробьева Т. Об аббате августинского монастыря, горохе и приоритетах в науке / Т. Воробьева // Биология. – 2007. – № 3. – С. 18–22; № 4. – С. 38–41. – (История науки).
Об австралийском естествоиспытателе, основоположнике учения о наследственности Грегоре Менделе.
Грачева Н. Высоко под облаками с Полом Маккартни / Н. Грачева // Библиотека в школе. – 2007. – № 4. – С. 14–16. – (Эколот. Книга подана).
Дрейер Е. [О книге К. Фопель “Чтобы дети были счастливы: психологические игры и упражнения для детей школьного возраста] / Е. Дрейер // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 45. – (Книжная полка).
Дьяков Л. Гюстав Доре / Л. Дьяков // Искусство. – 2007. – № 1. – С. 8. – (Арт-галерея).
Мосин А. Замечательные люди. Кто они? : Комментарий историка к новинкам знаменитой книжной серии / А. Мосин // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 22. – (Идеи. Судьбы. Времена. На книжной лестнице).
Порядина М. Крокодильи заслуги : Корней Иванович Чуковский / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2007. – № 4. – С. 39–41. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 125-летию со дня рождения К.И. Чуковского.
Порядина М. Cunning and exile : Джеймс Августин Алоизий Джойс / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2007. – № 3. – С. 44–45. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 125-летию со дня рождения Джеймса Джойса.
Пьер Ферма // Математика. – 2007. – № 3. – С. 24. – (На стенд. Легенды истории математики ).
Шеваров Д. Девочка на белом берегу : 31 января – день рождения замечательной художницы Нади Рушевой / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2007. – № 2. – С. 24. – (Идеи. Судьбы. Времена).
В РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Акперова И. Предметные декады в школе / И. Акперова, Е. Алцыбеева, Е. Репницына, Н. Шабардина // Биология. – 2007. – № 1. – С. 44–47. – (Копилка опыта).
Из опыта проведения биолого-химических декад в школе № 46 г. Кирова.
Акперова И. Предметные декады в школе / И. Акперова, Е. Алцыбеева, Е. Репницына, Н. Шабардина // Биология. – 2007. – № 3. – С. 35–38 ; № 4. – С. 34–37. – (Копилка опыта).
Игры “Эти удивительные животные”, “Знакомые незнакомцы” и др. Интеллектуальный турнир “Химия живого организма” (биология + химия, 9-й класс).
Дашковская О. ЕГЭ в штатном режиме : Что ждет школы, вузы и абитуриентов в 2009 году? / О. Дашковская // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 3 – (Политика образования. Факты. События. Тенденции).
Каменский А. Об экзаменах, экскурсиях и ценах в столовой : Разговор директора с учениками меняет школу / А. Каменский // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 4. – (Политика образования. Уклад школы).
Чего нам не хватает в политике Министерства образования? Умения слушать тех, кому учить и учиться по принятым “наверху” решениям. Что в этом смысле может предпринять администрация школы? Директор из Санкт-Петербурга предлагает простой и неожиданный ход.
Краюхин В. Стандарт второго поколения : Цели, задачи, принципы : [круглый стол “Проблемы и перспективы разработки стандартов общего образования второго поколения”] / В. Краюхин // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 2. – (Политика образования. Круг вопросов).
Анализ документа, который будет иметь определяющее значение для всей системы школьного образования страны.