Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2007

Архив

Путешествие за ворота привычного

* арифметика поиска

Сергей РЕУТСКИЙ,
учитель физкультуры, Москва

Неисчерпаема детская потребность и способность из всего делать препятствия и их преодолевать


Оказывается, обыкновенные дома, гаражи, овраги, лавочки, деревья могут превратиться в сказочные лабиринты, джунгли, крепости. Во все, что угодно детскому воображению.

На школьном дворе все уже было делано-переделано. Я завял. Нужен был новый ход, новая интрига, прорыв.

И вдруг…

В тот день я неохотно плелся на работу, и вдруг... Действительно, это загадочное «вдруг» – как, откуда и почему к нам приходят открытия?

В тот миг я увидел, что наша школа окружена волшебными мирами. Рядом с нами высились лабиринты утесов-гаражей, чуть поодаль появился овраг, заросший непроходимыми джунглями, вдали возвышалась с виду неприступная крепость хоккейной коробки, а между ними все было усеяно манящими замками малых форм и потрясающе загадочными кучами мусора, про которые все с детства знают, что они легко могут превращаться во что угодно.

Первое препятствие

С замиранием сердца мы с ребятами вышли за ворота привычного. Нам предстояло преодолевать, осваивать, называть то неизведанно-манящее, что раскинулось перед нами.

Вдруг рядом с нами распахнулся вход в волшебный мир – несколько сросшихся у основания деревьев. Кто-то из детей сам преодолел первое препятствие и устремился вперед, кому-то помогали друзья или взрослые, а кто-то с восторгом стремился повторить еще и еще раз то, что у него получилось.

Пока последние дети копошились у «волшебного» входа, первые под предводительством «главного разведчика» (это я) подходили к утесам гаражей.

Лабиринты гаражей

Беспорядочные, уродливые, угрюмые, громадные. Вас можно и обойти, и обежать, и обпрыгать! Между вами можно протиснуться, на вас можно залезать!
А еще:
– обойти в одиночку вращаясь;
– обежать в одиночку;
– обойти всем вместе, положив руки на плечи;
– обежать в паре, держась за руки;
– обпрыгать на одной ножке...

За каждым поворотом нас могут ожидать загадки и приключения. Их нужно только разглядеть.

Здесь можно упражняться во внимании и памяти. Постоянно нужно запоминать и контролировать траекторию и способ своего передвижения.
Здесь можно понять, что такое прямая и обратная дорога, что такое половина пути и половина половины.

Вперед к крепости!

От гаражей двигаемся к загадочной крепости – хоккейной коробке. По дороге перелезаем через лавочки, подлезаем под столы, кружим и петляем между деревьями, перепрыгиваем через кучи листьев.

Рядом с домами у нас всегда почему-то живут злобные великаны. Вероятно, потому, что если их туда не поселить, то жильцам от гомона отважных путешественников не будет житья. Но как же классно, все перетерпев в молчании, отпустить свой голос на свободу! Попробуйте сами, только не лопните от нетерпения на первых порах...

Встречаем вход в подвал. Спрыгиваем в эту пещеру и по ступенькам выбираемся из нее.

Если путешественники сильно растянулись, можно с теми, кто впереди, поиграть в двигательный конструктор. Детям отдельно показываются упражнения для рук и для ног, которые потом нужно выполнить одновременно. Например, ноги прыгают «в сторону-вместе», а руки двигаются «вперед-вниз».

Но вот показались последние, и мы по «кромке скалы» (бордюру) идем, стараясь сохранить равновесие. Можно посчитать, сколько раз сорвался, загибая пальцы, можно каждый раз, оступившись, начинать заново, можно просить помощи у тех, кто уже прошел (считаем, преодолеваем, сотрудничаем и так далее).

Ну а если кому-то тяжело, ну просто невозможно пока что-то сделать? Всегда в трудном месте есть возможность выбора: хочешь – иди по трудной дороге, хочешь – по легкой, а хочешь – по средней. Важно научиться выбирать путь по силам, и, быть может, самое главное – делиться тем, что у тебя в избытке (силой, добротой, умом, уверенностью) и принимать от других то, что у тебя в недостатке.

Штурмуем стену

Прекрасная вещь – хоккейная коробка. В ней детям можно во что-нибудь поиграть, а педагогу перевести дух и наметить обратный путь. Если заранее взять с собой в шестидесятилитровом рюкзаке пару веревок диаметром 8 мм (одну – гладкую и длинную, метров двадцать пять, а другую – с узлами, метров десять), маленькие мячики и прыгалки на всех, кегли, пару больших мячей, резину и так далее, то в любом подходящем месте можно натянуть «обезьянник» для лазания, попрыгать, пожонглировать, пометать...

Поиграли и теперь штурмуем стену хоккейной крепости, помогая друг другу. Забравшись наверх, пытаемся пройти по ограждению и спрыгнуть. Потом через замки малых форм двигаемся к «волшебным воротам из страны приключений».

Вопросы, вопросы…

Смотрю на часы – прошло 60 минут. Прикидываю про себя: плотность занятия была ого-го! Почему же у ребят не видно усталости? Глаза горят вопросами: почему уходим? когда снова в путешествие?

Загадка! Откуда у них столько энергии? Что это? Магия игры? Тогда, может быть, нужно научиться играть во все, что трудно? Но правильно ли жить играючи?

А может быть, мы случайно угадали одну из базовых потребностей детей в двигательном и физическом преодолении – потребность и способность из всего делать препятствия, каждый раз решая новую двигательную за дачу? Или это еще что-то, пока не понятое нами?..

Вопросы, ответы, опять вопросы... Рядом друзья – «единомыСленники» и замечательные «ребенки». Хорошо!

TopList