Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2007

Архив

Так ли безобидны мелкие шалости?

* палочка-выручалочка

Юлия ЗНАМЕНСКАЯ,
лауреат окружного конкурса «Самый классный классный», школа № 929, Москва

Классный час по Уголовному кодексу, подготовленный за большую перемену


Старшеклассники с удовольствием придумали и разыграли для семиклассников коротенькие сценки, иллюстрирующие сухие статьи закона…

Май на исходе. Дожили! Нет, пережили! Нет...

Одним словом, завтра последний день занятий. Выдать дневники, провести «огонек», а там...

Одна сложность – клас­сный час. Обязательный классный час, на котором надо не только подвести итоги четверти, но и напомнить о правилах дорожного движения, правилах поведения в общественных местах, на улице... Обо всем том, что ждет наших дорвавшихся до свободы детей.

Задание на перемену

В прошлом году дело было так. На большой перемене я отловила нескольких старшеклассников и попросила их после уроков помочь мне провести классный час по Уголовному кодексу – исполнить роли правонарушителей.

Раздала им листочки с вырезанными и наклеенными статьями из Уголовного кодекса. Не хотелось думать об убийствах, кражах и прочих умышленных тяжких преступлениях, поэтому статьи я подобрала про то, что на каждом шагу встречается и в школе, и во дворе дома.

Практика показывает, что наши дети, как теперь принято говорить, живущие в правовом государстве, мало знакомы, несмотря на уроки граждановедения, со своими правами, чуть лучше – с обязанностями и плохо представляют, что сущест­вует ответственность, административная и уголовная, за то, что им часто кажется совсем безобидной шалостью…

  – А сценки придумайте сами, – сказала я, что называется, на голубом глазу. – Кроме большой перемены, впереди еще три. Успеете?

А сама подумала: и вам, ребятки, тоже будет полезно ознакомиться…

Ложный звонок

– Для Уголовного кодекса мы еще маленькие, – сказали мои семиклассники, когда я огласила тему классного часа.

Сегодня – маленькие, а завтра? На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает, между прочим, с 14 лет (ст. 20 УК).

Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:
  – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Один из старшеклассников – «прокурор», оглашающий статьи закона. «Прокурор» зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации...

Вот так! Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Нанесение побоев

К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

«Прокурор» зачитывает: «Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК – побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья,  наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?

– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи – ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Старшеклассник — младшекласснику на перемене:
– Дай плеер послушать, а то на уроке скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает плеер в окошко.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 того же ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК – штраф до 200 МРОТ либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

В класс входят старшеклассники, якобы продолжая разговор:
  – …Еще раз к ней подойдешь – убью. Знаешь, сколько у меня друзей-бандитов? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

«Прокурор» оглашает приговор: по ст. 119 УК – Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Недавно мальчик Саша сказал мальчику Андрюше: «Убью!» На мой возмущенный звонок мама Саши спокойно ответила: «Обещал? Но ведь не убил! Мало ли что они болтают. Мальчишки!»

«Мало ли что они болтают»? Но по ст. 119 УК за эту «болтовню», оказывается, можно схлопотать два года лишения свободы.

Клевета

Мальчишки дерутся, а девочки награждают друг друга такими милыми словечками, что невольно вспомнишь ст. 130 УК РФ – оскорбление и ст. 129 – клевета – штраф в размере до 100 МРОТ либо исправительные работы на 6–12 месяцев.

Две старшеклассницы входят в класс, якобы ссорятся:
  – А ты…
  – А ты сама…
  – А я скажу учителям, что ты куришь…

Осквернение зданий и транспорта

В класс вбегают мальчишки:
  – А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
  – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
  – Клево, вот люди порадуются!
  – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Пишут.

Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

«Прокурор» зачитывает: ст. 214 УК – вандализм – осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах – штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. 35 УК – совершение преступлений группой лиц – влечет более строгое наказание.

Хоть и без цели хищения

Старшеклассник – младшекласснику:

  – Ты в школу на велосипеде приехал? А где оставил? И тебе разрешили? Здорово! Дай покататься. Не дашь – сам возьму, а завтра приеду на нем и отдам. Всего-то на один день.

Есть в нашем УК РФ статья 166 – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. А вот велосипед – чем не транспортное средство? И уже, казалось бы, совсем безобидное «Дай покататься», требовательно сказанное старшим учеником младшему, который, понятно, отказать не посмеет, становится уже не таким безобидным. И наказание – штраф либо лишение свободы на срок от трех месяцев до двенадцати лет.

К сожалению, не умеем мы, взрослые, права свои защищать. И детей этому не всегда учим. А ведь надо и права знать, и ответственность представлять. А урок граждановедения – один из самых важных и нужных.

Пешеход, знаешь ли ты…

Тот же ученик, который просил велосипед, идет по классу хромая.
  – Что с тобой?
  – Да вчера на велосипеде через улицу переезжал, машина сбила. Так я еще и виноватым оказался…

Я езжу на машине и не однажды убеждалась, что на дороге в темноте пешехода, да еще в темной одежде, не видно. И каждый раз очень интересно, знает ли пешеход, какой опасности он подвергает себя да и других участников движения, перебегая улицу в неположенном месте. И знает ли он, что это ст. 268 УК – нарушение пассажиром или пешеходом правил безопасности движения. И что – не дай Бог! – попав под колеса автомобиля, он становится не только пострадавшим, но и обвиняемым, нарушившим закон. И что это нарушение может повлечь за собой ограничение свободы на срок аж до восьми лет — в зависимости от тяжести причиненного вреда имуществу или жизни и здоровью людей. И что даже если все обойдется царапинами, то, поправив свое здоровье, он будет за свой счет поправлять здоровье моей машины.

В Правилах дорожного движения сказано... Да, теперь можно спокойно переходить к правилам дорожного движения, потом раздать дневники и провести «огонек». И жить в правовом государстве.

P.S. Предлагаю открыть рубрику – «Палочка-выручалочка, или Классный час за одну перемену». Очень нужный опыт. Всякое в жизни бывает.

От редакции

Неуемным читателям на заметку – другой вариант: ученики объединяются в команды, и каждая команда делает свою версию одной и той же статьи УК.

Но вначале каждый ученик берет по два листочка и на одном (в клеточку) пишет то место, которое он больше всего любит посещать, а на другом (в линеечку) – время суток. Бумажки кладут в две кучки и перемешивают.

Теперь команды (лучше по трое) тянут по одной бумажке из каждой кучки. Итак, командам известно место и время (например, дискотека – утро или магазин – ночь). Можно строить версию событий – нарушение, например, статьи УК «Уничтожение редких видов животных и растений». Только когда рассвело, дискотечная компания обнаруживает, что на одной из девушек – ремень из крокодиловой кожи! И т.д.

Поскольку у каждой команды – своя версия, то возникает целый ворох нарушений, связанных с той или иной статьей УК.

TopList