Архив
Метод погружения по-американски
* за морем житье не худо
Записала Евгения СОКОЛОВА
Рассказ «американской мамы» Екатерины Дзюба о том, как она записалась добровольцем в одно образовательное путешествие
Приходит как-то раз после школы моя Саша домой и выкладывает из рюкзачка толстую пачку листочков: на, говорит, мама, прочти. И пытается объяснить про какую-то поездку всем классом в горы.
Со словарем
Я ничего не понимаю и говорю: стоп, давай читать вместе. В английской языковой среде мы живем первый год, и это прекрасный повод поупражняться.
Саша вздыхает и тащит толстый словарь, и чем дальше мы продираемся сквозь текст, тем больше я понимаю, что перед нами программа четырехдневного пребывания детей в специальном образовательном центре, который принадлежит нашему городу и имеет весьма любопытную историю.
История
Несколько десятков лет назад один богатый американец, которому принадлежали красивые горы в часе езды от нашего Болдера, завещал создать в тех местах образовательный заповедник, чтобы маленькие горожане могли проникать в красоты и тайны природы не по книжкам, а по-настоящему. Чтобы уроки биологии, геологии, географии, истории Америки, а также дружбы и взаимопомощи американцев шли в этом центре ежедневно.
Штат Колорадо «взял под козырек», и через два года первые школьники уже вылезали из автобуса на автостоянке перед кемпингом, с любопытством оглядываясь по сторонам.
Добровольцы
Стало нам с Сашей интересно: что же это за образовательный центр такой? Берет она в руки следующий листочек, а там написаны правила жизни в путешествии по заповеднику, и их обязательно нужно подписать, если ты с ними согласен и хочешь поехать, а есть листочек, который должны подписать папа или мама, что они разрешают своему чаду отправиться в этот зачарованный лес.
И еще есть отдельная бумажка для тех родителей, которые в эти дни хотят стать «школьными мамами» – добровольными помощниками руководителей заповедника и учителей.
Добровольцев вызвалось 40 родителей на 60 детей. мне сказали однозначно: вы новенькие в нашей школе, поэтому обязательно поезжайте. И я поехала.
Инструктаж
Наше путешествие началось во вторник и закончилось в пятницу. Ехали на школьном автобусе. Родители на своих машинах везли вещи. У ребят там были такие огромные спальники, какие у нас остались только в армии.
Приехали, выгрузились, тут же к нам подошли директор заповедника и инструкторы. Стали общаться с детьми абсолютно на равных. Поскольку сразу после размещения мы уходили на маршрут, директор стал говорить, что в каждое путешествие надо брать бутылочку с водой и намазаться кремом от комаров.
«Стена»
На маршрутах были очень интересные социальные задания, например, «стена».
Полтора часа идем по страшной жаре с тяжеленными рюкзаками, но ребятам заранее сказали, что будет очень интересно и здорово. Наконец дошли. Перед нами стена из абсолютно гладких досок, в два с половиной роста взрослого человека вышиной, наверху платформа, стоит инструктор.
Ребятам говорят: как хотите, а все 10 человек должны на эту стену влезть. Садитесь, думайте, как вы это будете делать.
Ребята начинают все так живо обсуждать, и только тогда инструктор подсказывает, например: а вы подумали, как последний полезет, а какие могут возникнуть сложности…
В нашей группе последним долго не хотел быть никто, пока не вызвался мальчик, очень интеллигентного вида очкарик, который в классе один из самых способных, но очень обидчивый. Сразу лидеры проявились, взаимопомощь. Двое мальчишек, далеко не самых сильных, взялись всех подсаживать.
Ловим водомерок
Или вот биологический маршрут. Идем к озеру и ловим там всяких водомерок и прочих зверей, так перемазались, что потом еле отмылись. Потому что рассматривать все это озерное богатство под микроскопом в специально оборудованной для этого лаборатории и выполнять задания в той толстой тетради, которую тебе еще в городе дали, лучше, конечно, чистыми руками и не в болотных сапогах.
Распорядок
А вообще день выстраивался так. После завтрака – учебная активность, потом перекус, потом опять активность, потом обед, еще активность. А после ужина ребята сочиняли и репетировали сценки для прощального вечера. На второй вечер инструкторы приволокли им огромный сундук с театральными костюмами, и начался такой ажиотаж!
Перед сном обязательно полчаса читают: каждый свое, не по программе. Но есть вещи, которые начинают читать в классе, а потом дочитывают дома.
Слюдяная пещера
Или геологический маршрут. Там потрясающая слюдяная пещера, к которой ребята идут два часа. Заходят в нее, включают фонарики, а она вдруг вся как заблестит! Красивейшая слюда: ее набирают в карманы, пакеты, обсыпают друг друга этой слюдой – столько веселья.
А на маршруте, пока шли, инструктор показывал разные геологические породы: гранит и другие. Дети слушали и спрашивали, хотя материал был трудный, и сама девушка-инструктор потом говорила, что она еще не научилась рассказывать детям просто.
Вот, кстати, и маслобойка
А вот на историческом маршруте мы шли к старому дому, который восстановили таким, какой он был в ХIХ веке. По нашим меркам это обыкновенный деревенский дом.
Инструктор стал рассказывать:
– Видите, как люди жили: воду носили из ручья и обогревались от печки… Проголодались? Что можно приготовить на плите, которую нужно сначала растопить дровами? Блинчики? Отлично – делайте! Не знаете, как масло взбивать? Вот на бумажке старинный рецепт написан, а вот, кстати, и маслобойка. Сливки, правда, из магазинного пакетика... Мука на полке… А мы, взрослые, пойдем погуляем….
Инструкторы все говорили: дети, почувствуйте, как раньше жили. А когда я сказала, что у нас в некоторых деревнях Сибири и сейчас так живут, это была пауза с замершими блинчиками во ртах. А потом те, кто проглотил, спросили: действительно? И что, у них нет водопровода? И канализации? И как-то сразу зауважали таких сильных и выносливых сибиряков...