Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2007

Архив

Класс отправляется в путь…

* классному руководителю на заметку

Елена КАЗАКОВА,
директор школы им. А.М.Горчакова,
г. Павловск, Ленинградская обл.

Принципы эффективного образовательного путешествия


Не думаю, что после Руссо и Коменского необходимо приводить какие-то особые аргументы в пользу путешествий как компонента образования. Однако не стоит упускать из виду и то обстоятельство, что потребность педагогов и детей в путешествиях, увы, практически не обеспечена серьезными предложениями со стороны туристических фирм. По крайней мере нам так и не удалось найти партнера, который смог бы обеспечить нашим ученикам путешествие, каждая минута которого
оказалась бы для них насыщенной образовательным
смыслом.

После первых же поездок мы поняли: путешествие надо проектировать самим. А потом настойчиво убеждать турфирму осуществить нашу идею. Впервые нам это удалось в Карелии, затем – на Урале. Было бы, кстати, неплохо через газету обменяться координатами таких туристических организаций, которые умеют (или хотя бы стараются), строить образовательные проекты для детей.

На сегодняшний день у нас сложились такие принципы образовательного путешествия.

 В основании путешествия должен лежать образ (например, литературный первоисточник), отталкиваясь от которого можно ткать полотно приключений и открытий. Примеры такого путешествия: «Путешествие аргонавтов» (Греция), «На поиски малахитовой шкатулки» (Уральская экспедиция), «По пути Калевалы» (Карелия).

 Путешествие должно быть организовано так, чтобы дети ощущали себя участниками настоящей экспедиции. А там, где экспедиция, – там ясное экспедиционное задание, распределение задач между группами исполнителей, отбор методов исполнения, определение способа фиксации результата, договоренность о форме окончательного представления отчета.

 Любое приличное путешествие – это интеграция нескольких образовательных пространств: исторического, культурного, природного, социального, промышленного, кулинарного и т.д. А это означает, что путешествие надо проектировать в содружестве педагогов и родителей.

 Путешествие – это и иcпытание на выносливость. Причем не только физическую (много ходить, много носить), но и социальную (много общаться, например). Не воспользоваться этим естественным испытанием нельзя, и готовить к нему и себя, и детей необходимо.

 В любом путешествии будут дети, для которых те или иные события пути окажутся невыносимо сложны, и стоит заранее продумать возможные способы помощи им.

 Готовясь к путешествию, очень важно предупредить детей, что новыми могут оказаться не только ответы на проблемные вопросы. Новыми могут стать те или иные черты личности, проявившиеся в друге или в себе самом.

 Мы не верим в путешествие, в котором не возникает сопровождающая его мелодия. Это может быть песня или танец – в общем, мелодичная основа, на которую смогут нанизываться впечатления.

 Также мы не верим в путешествие, из которого не хочется привезти что-то для школы. Лично мы всюду покупаем картины для нашей школьной картинной галереи.

 И последнее. Взрослые не должны забывать о том, что увлечь чем-либо может только заинтересованный взрослый. Именно поэтому, выстраивая образовательный маршрут, мы думаем и о том, чтобы на нем встретились открытия и для нас самих. Чтобы не только дети, но и взрослые могли открыть в себе умение переживать радость от увиденного (услышанного, унюханного, ущупанного и т.д.)

Думается, что именно в этом и заключается смысл путешествия – во взаимном эмоциональном переживании взрослых и детей под мелодию, навеянную литературным образом, обогащенную ощущениями реальности, которая не разбивается на отдельные фрагменты, а предстает перед ребенком в виде мира, полного чудес и приключений.

TopList