Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2007

Архив

Известно что в 80-х годах...

Известно, что в 80-х годах ХХ века был не только пик профориентации школьников, но открытие филологами стихии школьного фольклора как уникального явления культуры. Поначалу интерес к нему обернулся, надо признаться, некоторым шоком (вспомним хотя бы собственную реакцию на «садистские» стишки времен застоя). Что делать? Запрещать? Перевоспитывать?
Однако антропологи, изучающие мир детства, выяснили, что кривое зеркало страшилок, обманок, утопий, пародийной и даже похабной детской поэзии необходимо школьникам как защита от воспитательной стратегии взрослых. Ведь мы, взрослые, что уж там говорить, бываем и деспотичны в своей правоте, и несносны в своем дидактизме, и по-хамски несправедливы, а иногда так просто жестоки. И если бы у ребенка не было каких-то, может, и неведомых нам механизмов природной защиты, то сколько озлобления, страхов и комплексов мы нечаянно сеяли бы в наших учениках. А так есть местечко, где ребенок, несмотря на все внутренние страхи, может почув­ствовать себя почти что Шварценеггером или Мадонной.
Ходячие школьные сюжеты, вызывающие у ребенка специфические негативные переживания, позволяют ему побороть страхи и тем самым получить подтверждение своей значимости.
Допустим, они самоутверждаются.А учителям-то каково? Ладно еще дет­ский лепет пятиклашек про «роковую любовь». Но от «классных часов на дому» восьмиклассников любого учителя нач­нет трясти. Однако если чувство юмора его не подведет, то он увидит, что персонажами школьного потаенного творче­-ства становятся педагоги явно незаурядные, а порой даже самые любимые.

TopList