Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2007

Архив

Кто такие дети Индиго?

Некоторые мнения, которые хоть и могут показаться спорными, однако имеют право на существование

* известно ли вам…

Ольга Булычева


Последнее время все чаще и чаще можно услышать от учителей и родителей, что дети стали какие-то не такие, совсем не то, что раньше. И дальше каждый приводит свои описания признаков этих «иных» детей и выдвигает свои объяснения этому явлению – и влияние масс-культуры, и слишком тесное общение с компьютером, и плохая еда, и неважная экология…
Американские психологи Ли Кэрролл и Джен Троубер, выпустили книгу «Дети Индиго», в которой собрали результаты исследований различных авторитетных философов, психологов, педагогов и журналистов, занимавшихся изучением этого феномена.

Сразу определимся: ребенок Индиго – это такой ребенок, который обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Взрослым при общении с подобными детьми (включая родителей), чтобы достичь успеха, необходимо изменять свои привычные подходы и к воспитанию, и к способам лечения.
Игнорирование новых моделей поведения, которые наблюдаются у этих детей, может привести к психической неустойчивости и расстройству мышления у только вступающих в жизнь бесценных юных созданий.

Поведенческие характеристики

Существует несколько типов детей Индиго. Но всех их объединяют общие поведенческие характеристики.
Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом).
Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
Они не сомневаются в своей значимости и нередко сообщают родителям «кто они есть».
У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора.
Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди.
Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо проявления творческой мысли строго соблюдаются традиции.
Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться к существующей системе.
Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность.
Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины (к заявлениям типа «вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь...» они остаются глухи).
Они не стесняются, давая вам понять, в чем испытывают нужду.

Почему их так называют?

Нэнси Энн Тэпп всю жизнь занималась изучением ауры человека – цвета его тонкого жизненного тела (индиго – это темно-синий цвет). Она в 1982 году выпустила книгу под названием «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь», где впервые определялись модели поведения «новых» детей.
В интервью журналистам Нэнси рассказала, что термин индиго ею был предложен потому, что именно в этой окраске она «видит» жизнь этих детей. Дело в том, что Нэнси изучает жизнедеятельность людей с помощью цветового восприятия.
Символика цвета помогает ей лучше разобраться в том, какова миссия конкретного человека, какой урок он пришел выучить в этой жизни, какова его жизненная программа.
Впервые она столкнулась с этим явлением где-то в начале 70-х. Позднее Нэнси, дав определение, начала изучать конкретных детей, чья жизнедеятельность воспринималась ею как окрашенная в цвет индиго (этот цвет при определенных настройках аппаратуры виден и на мониторах во время снятия энцефалограммы головного мозга. – Прим. ред.).
Выяснилось, что детьми Индиго очень часто оказываются компьютеризированные дети. Они в своих поступках руководствуются больше головой, чем сердцем. Технологическая ориентация этих детей позволяет Нэнси утверждать, что развитие техники в ближайшие десять лет достигнет такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. В возрасте трех-четырех лет эти дети понимают компьютер так, как не могут иные взрослые в 65.

Форма выживания

фото из сб.: Поколение@автопортрет.ruВ современных условиях детям Индиго живется трудновато. Существующая система воспитания порой настолько неприемлема для них, что в отдельных случаях эти дети могут стать способными даже на убийство. Нэнси достаточно подробно изучала тех несчастных детей, которые были повинны в убийстве своих школьных товарищей или кого-то из взрослых. Оказалось, что все они были из числа Индиго...
Индиго чувствуют, что у них особая миссия, и, когда на их пути возникают препятствия, когда их блокируют, им ничего не остается, как убрать то, что, по их мнению, им мешает. Для них это форма выживания.
Когда большинство сегодняшних взрослых были детьми, им в голову иногда тоже приходили разные ужасные мысли. Но тем детям тогда хотелось от этого убежать. Им было страшно. А этим ничего не страшно. В них нет и тени какой-то боязни, потому что они знают, кто они такие. Они верят в себя.
Если кто-то из взрослых пытается поправить их, говоря, что они делают что-то неверно, в то время как сами эти дети вполне уверены в себе, то они, не возражая, могут так посмотреть на дающего советы взрослого, что тому становится неловко. И взрослый человек может сам засомневаться в том, знает ли он, о чем говорит. Поэтому Нэнси советует учителям и родителям четко проводить границы допустимого поведения для таких детей.
Вместо запрета лучше сказать такому ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты думаешь, что случится, если ты поступишь так?» Когда ребенок расскажет, что, по его мнению, произойдет, следует спросить: «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?» И он может поведать собеседнику что-то весьма личностное.
Многие исследователи сходятся во мнении, что с юными Индиго нужно вести себя именно так. В противном случае они устраняются от общения.

Открытое общение

С той самой минуты, как юный Индиго овладел речью, взрослым имеет смысл общаться с ними совершенно открыто. И стараться проговаривать с ними все свои действия…
Взрослые не должны говорить свысока с такими детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому, что они гораздо старше, у них седина на висках или морщины на лице. Имея дело с Индиго, взрослый должен заработать его уважение.
Поэтому необходимо почаще просто прислушиваться к ним. Взрослым нужно развивать в себе выдержку и не пытаться воздей­ствовать на них авторитарными методами. Наоборот, давать детям возможность говорить о своих желаниях. А затем объяснить им, почему вы не можете их удовлетворить. Главное, что от взрослого требуется, – это слушать. Вот и все. Индиго очень открыты и сами расскажут о себе.
Если кто-то из взрослых оскорбит Индиго, он может позвонить в полицию или службу спасения. Если такие дети чувствуют себя оскорбленными, они автоматически начинают защищаться, иной раз используя один авторитет против другого. Этим они очень огорчают своих воспитателей.
По убеждению Нэнси Энн Тэпп, 90% детей младше 10 лет принад­лежат к группе Индиго. Она не может сказать, когда именно они начали появляться, но почти точно знает, когда исследователи начали заниматься ими. Книга «Осознание жизни через цвет» была опубликована в 1986 году, соответ­ственно исследования начались немногим ранее…
Выявлено четыре типа детей Индиго, каждый из которых имеет свою определенную жизненную программу.

Гуманисты

Дети Индиго этого типа служат массам и намерены работать с людьми: это будущие врачи, юристы, учителя, моряки, бизнесмены и политики. Они гиперактивны, коммуникабельны и способны разговаривать с кем угодно, как угодно долго в очень дружественной манере.
У них очень стойкие убеждения. Физически они неуклюжи и поскольку гиперактивны, то иногда могут «врезаться в стену», забыв «включить тормоза».
В детстве они не могут понять, как это можно играть только с одной игрушкой. Они вываливают из ящиков абсолютно все, что имеется, а потом могут поиграть, а могут и вообще ни к чему не притронуться.
Если попросить такого ребенка убрать свою комнату, то взрослому придется неоднократно напоминать ему об этом, потому что обычно он рассеян. Он, конечно, примется убирать, но как только ему на глаза попадется какая-нибудь книжка, он усядется и начнет читать ее запоем, забыв обо всем на свете.

Концептуалисты

Этот тип Индиго погружен в свои прожекты гораздо больше, чем все остальные. Это будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и военные.
Они не бывают неповоротливыми и обычно хорошо сложены. Они хотят управлять, и чаще всего объектом управления становятся их собственные матери, если это мальчики. А если девочки, то под управлением у них обычно оказываются отцы.
Если они лишаются своего родителя, это создает огромную проблему в их жизни. Этот тип Индиго имеет склонность к пагубным привычкам, особенно к наркотикам в подростковом возрасте.
Родители должны наблюдать за их поведением весьма пристально, и когда они начинают прятать вещи или говорить что-нибудь вроде: «Не заходи в мою комнату» – не мешает аккуратно выяснить, что же они скрывают.

Художники

Эти дети гораздо более чувствительны, чем представители других категорий Индиго. Обычно они легкого телосложения, хоть и не всегда. Они погружены в разного рода искусства, склонны к творче­ству, это будущие учителя и художники.
В возрасте 4–10 лет они могут перепробовать себя в полутора десятках видов творческой деятельности, недолго позанимавшись одним делом и затем забросив его. Поэтому Нэнси всегда говорит родителям будущих художников и музыкантов: «Никогда не покупайте инструмент – лучше берите его напрокат!» Индиго-художник может работать одновременно с пятью или шестью разными инструментами, а достигнув подросткового возраста, он выбирает один из них и становится мастером в избранной области.
Дети четвертого типа Индиго обычно крупнее, чем другие Индиго. Когда им исполняется год или два, родители уже не могут им ничего сказать. На все они отвечают: «Я знаю. Я могу сделать это сам. Оставь меня».
Это те люди, которые несут в мир новые философии и новые религии. Они могут быть задирами и забияками, потому что они, будучи крупнее, не умеют приспосабливаться, как остальные три типа Индиго.

Они умнее нас?

В ходе дискуссии о детях Индиго обнаружился такой феномен: многие родители и учителя считают, что уровень развития современных детей выше среднего. Поэтому понятие нормы должно измениться, чтобы соответствовать новой парадигме интеллектуального развития современных детей.
В настоящее время очень смышленых детей нередко относят к трудным, однако это их качество должно считаться большой ценностью. И в связи с этим возникает целый ряд вопросов. Являются ли дети Индиго на самом деле более умными, чем их родители были в таком же возрасте? Приходит ли большинство современных детей (не важно, Индиго или прочих) в этот мир, действительно обладая новым, более высоким интеллектуальным уровнем, некоей мудростью, что ли? Готовы ли наши школы к обучению столь умных детей?

Трудные или одаренные?

Дорин Вертью, доктор философии, убежден, что дети Индиго рождаются одаренными от Бога. Многие из них по природе своей философы, размышляющие о смысле жизни и о путях спасения нашей планеты. Это прирожденные исследователи, изобретатели и художники. Однако сегодняшнее закосневшее общество душит в детях Индиго их таланты.
По данным Национального фонда помощи творчески одаренным детям – некоммерческой, нерелигиозной организации, призванной выявлять таких детей и оказывать им всяческое содействие, – многие одаренные дети ошибочно считаются непригодными к учебе. Согласно заявлениям руководителей этого фонда существующая образовательная система разрушает в детях их таланты: «Многим одаренным детям был поставлен ошибочный диагноз – ADHD (Attention Deflict Hyperactive Disorder – синдром гиперактивности, вызванный дефицитом внимания). И многие родители совершенно далеки от мысли, что их чада – потенциально одаренные люди».
Сотрудники Национального фонда помощи детям для определения одаренности выявили ряд критериев:
• обладает повышенной чув­ствительностью,
• обладает чрезмерной энер­гией,
• ему быстро надоедает любое дело – может показаться, что он способен сконцентрировать свое внимание только на очень короткое время,
• ему требуется общение с эмоционально устойчивыми и спокойными взрослыми,
• восстает против авторитетов, если они не ориентированы на уважительное к нему отношение,
• предпочитает самостоятельно выбирать способ обучения, особенно это касается чтения и математики,
• может быстро терять эмоциональное равновесие, так как преисполнен великих идей, но испытывает недостаток в ресурсах и людях, способных помочь в реализации этих идей,
• приобретает знания эмпирическим путем, отказываясь от зубрежки и пассивного обучения,
• не в состоянии сидеть на месте спокойно, если только не увлечен делом, представляющим для него личный интерес,
• весьма сострадателен; имеет множество страхов, таких, как страх смерти или потери близкого человека,
• если неудача постигает его в раннем возрасте, может бросить учебу, так как в процессе неприемлемого для него обучения развивается постоянное сопротивление такому обучению.
Все эти качества, как настоятельно подчеркивает доктор философии Дорин Вертью, присущи ребенку Индиго. Поэтому результаты многочисленных исследований сходятся в том, что «одаренные дети могут замкнуться, когда чувствуют себя в опасности или испытывают отчуждение, и пожертвовать своей способностью к творчеству только ради того, чтобы быть, как все».
Масштабное полипрофильное тестирование многих детей школьного возраста, с одной стороны, выявило их высокий уровень IQ, данный от природы, а с другой – обнаружило, что их творческие способности уже накрепко заблокированы.

TopList