Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2007

Разное

Александр Толбухин ;
Татьяна Шестакова

Оказывается...

Атрибут взрослости

Британские социологи установили, что, получив в свое распоряжение мобильные телефоны, подростки стали меньше курить.
В 1996 г. в Британии курили 28% юношей пятнадцати лет и 33% девушек того же возраста. В 2002 г. эти цифры сократились до 19% и 25% соответ­ственно. Сейчас мобильники есть у 73% пятнадцатилетних. Британская организация по борьбе с курением Action on Smoking and Health считает, что мобильники как атрибут взрослой жизни вытеснили другой атрибут «взрослости» – сигарету. К тому же карманные деньги, которые раньше шли на табак, тратятся теперь на телефонные счета.
Подросткам необходимо подтвердить свою взрослость внешним атрибутом. Если вы сомневаетесь в полной безопасности для здоровья такой замены: вместо сигареты – мобильный телефон, подберите другой атрибут. Но не отбрасывайте здравую идею совсем.

Идеологическая выгода

В рецензии доктора А.Дэниэлс на книгу журналиста П.Прингла «Грязный бизнес. Большой табак на весах правосудия» (1997) оспаривается мнение, что курительные компании сознательно скрывают от курильщиков масштабы вреда, наносимого никотином. Доктор подчеркивает, что за двадцать пять лет своей работы врачом он ни разу не встретил пациента, который бы не знал о вреде курения. Курение не результат заговора компаний против ничего не ведающих граждан, а результат идеологии самого общества, привыкшего балансировать не только на леске экономических расчетов, но и на струне моральных ценностей. Так что идеологическая выгода извлекается как от продажи табака, так и от его осуждения.
«Принципиальные» курильщики в данном случае не слишком отличаются от столь же «принципиальных» противников курения: как те, так и другие явно или нет педалируют идеологические основания от­стаиваемых ими позиций. Говоря проще, суть дела не в курении, а в самих позициях – в защите принципов, которыми нельзя поступиться и которые, как правило, только косвенным образом диктуются медицинскими доводами. Интересно, что первый пример целенаправленных и широкомасштабных ме­роприятий против курения подали нацисты (в отличие от Сталина, Черчилля и Рузвельта Гитлер, как известно, не курил).
В глазах «правозащитников» запрет курения воспринимается как борьба с самим человеком, как попытка подчинить его авторитаризму чужого мнения, насилию власти. Дэниэлс пишет о заключенных, которые в знак протеста против запрещения курения вскрывали себе вены и пытались повеситься. Американские социологи неоднократно отмечали криминализацию подросткового поведения, вызванную запретительной политикой школьной администрации в отношении курильщиков.

/ По материалам из Интернета/

Учеников Итонского Королевского колледжа заставляли курить

То, что мы обычно называем курением, европейцам было известно по меньшей мере со времен Древнего Египта. Активное или пассивное вдыхание дыма различного рода благовоний и трав тогда носило в основном магический характер. Античные источни­ки сообщают, что Гиппократ предписывал иногда своим больным вдыхать дым тлеющей травы. Однако это было не слишком распространено, и к курению врачи прибегали в исключительных случаях.
Курение в современном понимании появилось благодаря открытию Нового Света. В использовании индейцами табака европейцы увидели не ритуал, а лечебную процедуру. Известные у индейцев способы: курение табака (с помощью трубок и в виде сигар), же­вание, нюхание, выпивание табачного настоя – европейскими путешественника­ми описывались как действенное средство против расстройства желудка, астмы, катара, змеиных укусов, легочных заболеваний, головной боли, опухолей, открытых ран и ожогов.
В Европе мода на табак достигла своего медицинского апогея к середине XVI века. Табаком лечат рак, простуду, головные боли, астму, желудочные спазмы, подагру, женские болезни и пытаются избавиться от глистов. Даже в XVII веке табаком все еще спасаются во время чумных эпи­демий. В некоторых городах курение не про­сто рекомендуется, но вменяется гражданам в обязан­ность.
По воспоминаниям одного из воспитанников аристократического колледжа в Итоне, учителя заставляли курить своих подопечных под уг­розой порки (!).
В целительной силе табака первыми усомнились не врачи (многие из них не только курили сами, но и рекомендовали это делать своим пациентам – и мужчинам, и женщинам), а монархи(!). Так, английский король Карл I публично усомнился в лечебной эффективности табака, раз его прописывают и при подагре, и при головных болях, и при сифилисе. Дескать, болезни индейцев – это одно, а болезни англичан – другое.
Весь XVII век по рукам англичан ходил анонимный памфлет «Работа для трубочистов: предостережение от курения», в котором доказывалось, что курение ведет к прекращению деторождения. Убеждение, что табакокурение приводит к импотенции, быстро распространилось в народе и оказалось весьма живучим.
/По материалам из Интернета/

Семь факторов курения

В XX веке разрозненные свидетель­ства о вреде, наносимом ку­рением здоровью, были объединены в ходе статистических исследований. В 1956 году публикуется обобще­ние клинических наблюдений 40 тысяч практикующих врачей.
Доказательство о вреде курения в современной медицине, как правило, стро­ится на том, что по целому ряду заболеваний коэффициент смертности у курящих в не­сколько раз выше, чем у некурящих. При этом установлено, что привычка курить носит не столько физиологиче­ский, сколько психологический характер. Психологи называют семь факторов курения: беспокойство, привычка, подражание, способ самовозбуждения, социальная прерогатива, удовольст­вие от вкуса, обычай.
И хотя большинство населения цивилизованных стран разделяют мнения, осуждающие куре­ние, но оно по-прежнему столь распространено, что любые законодательные ограничения возможности курить в общественных местах вызывают заметное недовольство, особенно среди молодежи.

TopList