Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2007

Архив

Танцы ведь чем интересны?

Рассказ пятикурсницы Татьяны Леонтьевой, недавней поклонницы современных дискотек, а теперь участницы фольклорного ансамбля

* экспертное мнение

Запись с диктофона Ольги ВАХРУШЕВОЙ


Сейчас (в мои 22 года) мне больше нравится не на дискотеке проводить время, а, например, в клубе. Клуб – это друзья, общение, а не только танцы. Правда, если хорошая музыка, то по-прежнему тянет по­прыгать...

Найди пять отличий

Чем отличается школьная дискотека от какой-нибудь городской? На городской ни ты никого не знаешь, ни тебя никто не знает. И ты всем до лампочки, и тебе все до лампочки. Это раскрепощает. (Иногда мне говорят: вот на городских дискотеках наркотиками балуются. А я не в курсе. Мне бы хоть раз увидеть, кто и как их продает! Мне кажется, на самом деле кто чем хочет, тот тем и занимается. Я, например, ходила, чтобы потанцевать.)
На школьной же дискотеке, как в деревне, все тебя знают: учителя и одноклассники. Они могут осудить или, наоборот, похвалить. Вот и получается, что линия поведения очень жестко определена.
А на других дискотеках – никаких обязательств. Особенно это заметно во время медленных танцев. Их включают, как правило, к концу дискотеки, часа в три ночи, когда ты уже наплясался, попарился, как в бане. И тебе уже все равно, с кем танцевать, – ты просто берешь того, кто стоит рядом. И уже не важно, страшный он или симпатичный. Представьте: 4–5 утра, стоят люди и еле-еле шевелятся. Они просто спят друг на дружке под музыку!
А школьные дискотеки короткие, максимум до 11 часов вечера. Только пришло настроение – и уже всех выгоняют. Понятно, конечно, что учителя спать хотят…

Все зависит от возраста

В 4–5 классе – сплошные чаепития. Ничего интересного.
Интересное начинается класса с 6–7-го. У нас была замечательная классная руководительница. Во-первых, она поддерживала самодеятельность и всегда устраивала какие-то мероприятия типа конкурсов интересов. Во-вторых, она не мешала. Очень важно, когда преподаватель не стоит над душой. Конечно, я понимаю, что, с одной стороны, он должен следить за дисциплиной. Но с другой – я смутно представляю себе мальчиков шестого класса, распивающих водку.
В 5 – 7-х дискотеки устраивают только по параллелям. Тогда одно то, что из другого класса кто-то на танцы пришел, уже интересно. Но если честно, к девятому классу от таких «параллельных» дискотек уже просто тошнит.
В школах очень редко делают дискотеки смежными – чтобы, например, и 7-е, и 10-е классы были вместе. Это неправильно. Младшие, конечно, хотят быть вместе со старшеклассниками. И старшие не прочь прийти на дискотеку к младшим. У нас, например, на вечер 9 класса, ломился 11-й, но его в школу не пустили. Оно и понятно: придет 11 класс, естественно, принесет с собой спиртные напитки (ясно же, что молодые люди в этом возрасте не могут не пить – просто по определению!). В общем, чревато…

Статус, а не человек

У нас дискотеки проводились в школьной столовой. Обязательно вырубали свет – кто же при свете танцует!
Помню, класс седьмой. Хоть и темно, а такое ощущение, что на тебя все (в первую очередь учителя) смотрят и что именно за тобой наблюдают. Одно только присутствие учителя уже как-то настораживает.
Зато в старших классах к учителям начинаешь уже по-другому относиться. Как к людям, я бы сказала. Для детей учитель – это статус, а не человек. Это в старших классах уже видишь, что учитель, оказывается, человек! И, оказывается, что и хорошие среди них встречаются...

Кто первый?

На дискотеке интересный момент – кто первый начинает танцевать. Я, например, никогда не стеснялась, всегда была в первых рядах.
Мальчики всегда начинают танцевать позже. Ну, о-очень стесняются. Первыми обычно начинают девочки. Девочки танцуют в своем кружке, мальчики – в своем. Очень смешно.
Все говорят, что на дискотеке интересно просто подвигаться. Это вранье. Всем интересно танцевать медленные танцы – мальчик с девочкой. И хоть ничего как бы в этом такого нет, но все страшно стесняются. Поэтому мальчики все время как бы в шутку орут: «Белый танец!» Девочки тут же подхватывают и кричат: «Мальчики приглашают девочек!» Но никто никого не приглашает. Очень смешно.
Когда же все-таки медленный танец начинается, то его исполняют как бы на вытянутых руках. На пионерском расстоянии. Переваливаются с ноги на ногу – ровные такие, как бревнышки. Забавно смотрится.
Ну и насчет поцелуйчиков. У нас в 9 классе не целовался никто....

Интимность танца

Например, у меня с пластикой всегда было в порядке. А другие танцуют и по сторонам смотрят: у соседей движения перенимают. И правильно! Ведь как обучаются танцевать? Приходят на дискотеку. Кто первый раз – тот сначала топает, а потом у него что-то получаться начинает, фантазия появляется, какой-то набор своих движений.
Вот только скучно, когда народ приходит на дискотеку, как в тренажерный зал. Танец ведь чем интересен? Наивной интимностью. И на школьных дискотеках это есть! Потому что дети – они еще не такие циничные. Они еще верят себе. Они танцуют, «как взрослые», и видно, что им это интересно. А вот самим взрослым это неинтересно, у них интимность танца уже преодолена. Жалко, но молодежь слишком рано теряет грань между «классным» и «сокровенным»… Часто ведь как: познакомился парень с девушкой, пошел куда-нибудь, пообщались и расстались. Ну какой тут танец? Извините, конечно.
Поэтому, хотя старшеклассники свои школьные дискотеки и ругают, но тем не менее почти всегда на них ходят. И правильно делают! Потом такого у них уже не будет.

Как в старых фильмах

Три года назад летом мы снимали дачу в деревне. И пошли в клуб на дискотеку…
В столице люди искушенные, циничные. Ну, приходишь ты на дискотеку. Кто там на тебя смотрит, кто про тебя что думает – тебе настолько все равно. Хочешь плясать – пляшешь.
А там – деревня. Тебя все знают (как в школе), и ты всех знаешь.
Клуб был маленький. Какой-то магнитофон, жующий пленку, на какой-то парте. И стоят стулья по периметру. Там сидят мальчики: нога на ногу, с сигаретой, и смотрят на происходящее.
Сначала начинают танцевать девочки, потом лениво выходят мальчики. Я давно уже не видала эти джинсовые варёнки, лакированные челки, лодочки.
Девочки танцуют в своем кружке, мальчики – в своем. Очень смешно. До этого я такое видела только в старых фильмах.

Только не это!

А мы пришли – мне было 16, одной моей тетушке – 22, другая чуть постарше. Пришли и сидим, присматриваемся.
И вот они танцуют, как бы втаптываются в землю. Кто больше втопчется, тот лучше танцует. Это местные лохи.
Наконец приехали местные крутые. Они встали в кружок и ну прыгать по кругу. Я так поняла, что это более развязное движение, более такое откровенное – наверное, признак свободы и независимости.
Потом встали мы. Начали танцевать. И… все вышли за дверь.
Мы такой реакции не ожидали. Чего угодно, но только не этого – ушли все!
А танцевали мы, как мы обычно танцуем, с огоньком. Мне, например, интересно что-нибудь постоянно в танце придумывать. А когда стандартный набор движений, когда ты смотришь и уже знаешь, что он сейчас через секунду сделает, то это уже становится неинтересно.
Вот и тогда мы вели себя вполне прилично, но довольно смело. И когда все ушли, то нам ничего не оставалось делать, как обрадоваться, что стало много свободного места и нам есть где развернуться.

Впереди планеты всей

А дальше события развивались так. Минут через 5–10 все вернулись и сели по периметру. Но нам было все равно.
А еще через десять минут несколько местных встали и начали нас копировать. Как будто такое так запросто можно скопировать! Любое движение требует тренировки, какой-то сноровки.
Во-первых, наша манера танцевать была для них необычной. Во-вторых, мы себя вели очень уверенно. Было видно, что то, что мы делаем, нам нравится и нам все равно, что думают другие. То есть мы как бы правы и правда за нами. И они потянулись за нами и стали тоже что-то похожее вытанцовывать.
Нам это очень польстило. Я такое же чувство испытала, когда плясала на фестивале в Екатеринбурге кадриль с одним парнем. Я же немножко в танцах разбираюсь и могу сразу определить, кто хорошо пляшет. И уже не беру кого попало в партнеры.
Так вот мы с ним очень здорово поплясали. Мы так здорово с ним в кадрили прикадривались – то он обнимет меня ручкой, то я. И покружимся. Мы были там главной парой. Очень приятно быть впереди планеты всей.

Кадриль

А потом стало на нашей сельской дискотеке все больше москвичей появляться. И она стала более похожей на московскую. И, если честно, стало неинтересно. Я не люблю ходить на дискотеки так вот просто, ради дискотеки. Это как в тренажерный зал ходишь. Мне нравится танцевать с выдумкой.
Мне, например, кадриль танцевать гораздо интереснее. И не из-за партнера (хотя это само собой разумеется), но там как бы каждое движение со смыслом. А на городских дискотеках, даже когда ты и импровизируешь, все равно в темноте красоту твоего танца мало кто может оценить по существу. Это не то чтобы раздражает, а просто ты теряешь к этому интерес.
В народном танце изначально культура, все ориентиры, ценности – все другое. Ценно уметь хорошо и артистично плясать. Когда ты хорошо пляшешь и партнер хорошо пляшет – это же кайф!
Нет, конечно, когда хорошая современная музыка, то всегда тянет проявить энергию. Но долго плясать, только ради того, что ты на дискотеке, – это скучно. А народный танец – это нескучно, потому что в нем есть интрига.

Может, дело в гармонисте?

Странно, но все эти кадрили и хороводы сейчас если и увидишь, то не в селе, а в городе. А на деревен­ских дискотеках не дождешься, чтобы начали кадриль танцевать. Почему?
Может быть, потому, что нет гармониста? Для танца хороший гармонист очень важен. Помню, на фольклорном фестивале в Калуге была просто беда. Гармонист засыпал, и вся кадриль спала. Я так медленно кадрили не плясала никогда в жизни…
Но главное – чтобы были люди, которые бы что-то делали, плясали, и ребята своими глазами видели, как это хорошо. То есть должна быть социальная установка, что плясать народные танцы – это хороший тон. Вот как мы тогда пришли в сельский клуб, начали танцевать по-другому, но делали это уверенно, и местные стали втягиваться…

Не по-столичному

фото из сб.: Поколение@автопортрет.ruВ пошлом году ведь как было? Отправились мы в фольклорную экспедицию. Поселили нас в клубе. И в этом клубе была дискотека. Так вот мы – московская молодежь – вместо дискотек устраивали кадрили и парные танцы. И под язык, и под частушки.
Прошло на ура. Местным тут же захотелось перенять. И именно кадриль. Здесь важную роль сыграло то, что хоть мы и из столицы, а вели себя не по-столичному. Сельским это нравится. Хотя первое время могут виду и не подавать.
Вот и надо сельским дискотекам прививки делать. Надо, чтобы память о народных танцах у них в крови ожила.
А пример показывать, как это ни странно, приходится нам, городским.

TopList