Архив
Культура поведения в конфликте
О том, как прививать в классе опыт доброжелательного противоборства
* попробовать, что ли?
Сергей РЕУТСКИЙ, учитель физкультуры, Москва
Тем ученикам, у кого нет опыта преодоления, борьбы, трудных побед и достойных поражений, не из чего выбирать. Им в конфликте остается либо неуправляемая агрессивность, либо покорность, либо даже позорное бегство. Может ли классный руководитель помочь детям приобретать опыт позитивных преодолений?
Воспитанием школьников в основном занимаются женщины. И остается открытым вопрос: а нужно ли учить женщин-педагогов организации детских противоборств (например, проведению в классе борцовских соревнований), чтобы тренировать детей в ситуациях конфликта? Все-таки это несвойственно их природе.
С другой стороны, познакомившись с идеей бойцовских состязаний или даже олимпиад, женщины правильнее смогут относиться к вопросам воспитания мальчишек. Меньше будет запретов, у учительниц появится чутье на меру, на степень конфликта: что нужно поддерживать, к чему побуждать, а что запрещать.
С мужчинами-тренерами (особенно с теми, кто специализируется на восточных единоборствах) тоже не все так просто. Они часто предлагают стратегию «око за око, зуб за зуб» – на агрессию отвечать агрессией. Но ведь инфантильные мужчины, не прошедшие школу единоборств, сами не способны защитить ни себя, ни окружающих. Нам кажется, мы воспитываем мягкость и интеллигентность, а на деле культивируем неспособность противостоять злу силой, прививаем образ готовой жертвы. А если есть жертва, то злодей найдется.
Зачем нужна борьба
между детьми?
Во-первых, самое простое и важное на состязаниях по элементарному противоборству – это через плотный контакт насытить потребность в телесном общении между самими детьми (и даже детьми и родителями, которых очень желательно привлекать для проведения классного соревнования – и не только в качестве гостей, судей или помощников, но и в качестве самих с детьми соревнующихся). Такая щенячья возня... Но дети к ней стремятся, и не случайно.
Во-вторых, на подобных элементарных состязаниях (малых олимпиадах) детям можно учиться правильно реагировать на ситуацию конфликта. У интеллигентных (хороших) мальчиков порой надо преодолеть неспособность толкнуть, ударить противника, так как в определенной ситуации человек может и должен ударить. Здесь все упирается в меру. Если противник видит в вас уверенное поведение, то он скорее всего не нападет. А псевдосмиренное поведение провоцирует во многих случаях агрессию. По большому счету мы не знаем, что такое смирение. Ведь оно должно включать доброжелательность, открытость, видение и ведение ситуации, то есть уверенное поведение.
В-третьих, только созданием культурного места для противоборств можно способствовать воспитанию культурного отношения к ним. Ведь всегда есть группа мальчишек, которая в рамках сильного запрета выплескивает накопившуюся агрессию в уличную бесконтрольную среду. Там практически любая ситуация превращается в конфликт, жизнь и здоровье теряют ценность, а побеждает тот, кто вбрасывает больше сил и негативных эмоций в «неокультуренный» конфликт. Это путь к деградации. А культивирование опытов доброжелательного противоборства, чуткого, мудрого поведения в конфликте – хорошая прививка и от агрессии, и от беспомощности.
Подготовка воина когда-то начиналась с подвижных игр в нежном возрасте. Думаю, что в большинство из этих игр мы играем до сих пор, только они потеряли для нас свой первоначальный смысл. Мы слишком упростили смыслы наших игр («Салочки», «Жмурки», «Ловишки»), преследуя лишь одну цель – формирование двигательных качеств. А ведь можно посмотреть на хорошо известные нам игры с позиций боевых техник, которые делятся на ударные и бросковые. И за основу состязания (или для эмоциональной разминки) взять или «Салочки», или «Ловишки». «Салочки» – это, по существу, символический удар и уклонение от него, а «Ловишки» – это элемент начала борьбы, захват.
Топливо и законы
конфликта
Профессиональные психологи наверняка лучше могут рассказать о стратегии поведения в конфликте. Расскажу, как учили меня.
Что является топливом для конфликта? С одной стороны, неполноценность, жаждущая самоутверждения (самолюбие и тщеславие), с другой – страх, парализующий волю к сопротивлению. В конфликт вступают либо две неполноценности, не могущие отступить, боящиеся «потерять лицо», либо чья-то неполноценность самоутверждается на безвольной жертве.
Оказавшись в конфликте, надо уметь выйти из стихийно складывающихся ролей жертвы, спасателя или агрессора и посмотреть на ситуацию взглядом отстраненного наблюдателя, исследователя. Только не увязая эмоционально в ситуации, можно увидеть способы выхода из конфликта. Вообще с внутренне уравновешенным и доброжелательным исследователем тяжело развивать конфликт.
Итак, наша основная задача при организации детских противоборств и поединков – сделать так, чтобы, играя, дети научились спокойно разрешать конфликты, в том числе и телесные, чтобы страх (если он появился) не вызывал у них ни эффекта агрессии, ни аффекта загнанной жертвы.
Борьба присутствует на всех уровнях и в разных областях человеческой жизни. Самый высший смысл – это духовная брань, это твоя внутренняя борьба со страстями (как побеждать в себе худшее, взращивать лучшее – то, чем занимаются подвижники). В христианской традиции это борьба за спасение, борьба с тьмой в себе и в мире.
Но мы всегда движемся от внешнего к внутреннему, от грубого к утонченному, от более низкого уровня к более высокому. Значит, и на состязаниях можно придерживаться той же логики: сначала мы осваиваем в противоборстве культуру телесную, эмоциональную, интеллектуальную, а потом и духовную, нравственную. И обязательно учимся побеждать! Ведь борьба – это не так просто. Это один из смыслов жизни человека и способ существования. Такова природа этого мира.
Наша борьба – это некий телесный опыт понимания про что-то важное, вплоть до смысла жизни. Но это должно еще закрепиться в эмоциональном, в интеллектуальном и в конце концов в духовном. С любым возрастом стоит начинать с телесного опыта, не забывая о дальнейшем продвижении через эмоционально-интеллектуальное – к духовному.
Как рождается
боец:
первое детское
запечатление
В любом деле важны первое запечатление ситуации, первый жизненный опыт. Вот противоречивый пример из детства моего знакомого. Ему тогда было четыре года, его другу – лет шесть. Вместе во дворе играли, дружили, ссорились. Старший мальчик, пользуясь своим превосходством в силе, частенько обижал четырехлетнего. И когда мама малыша приходила к матери шестилетнего и жаловалась, та отвечала: «Ничего, пусть дети сами разберутся».
И вот однажды старший, играя, видимо, без всякой злобы запустил камнем и попал в ногу малышу. Малышу, конечно, стало больно, но не столько больно, сколько обидно. Он не нашелся, что сделать, в очередной раз заплакал и побежал к мамке жаловаться.
И вот тут мама дала сыну неожиданный совет. Она сказала: «Не хнычь. Ты должен быть мужчиной. Возьми палку, подойди и дай ему сдачи». Друг рассказывает, что он почти не спал ночью, все думал, не мог решиться на такой поступок. Во-первых, надо было напасть на старшего и более сильного, во-вторых, ударить палкой! Казалось, что это просто невозможно.
Но малыш очень доверял маме и решился. Вышел во двор, долго подыскивал подходящую палку, нашел, взял в руки и стал с ней ходить. «Я все ходил с палкой, – вспоминал мой знакомый, – и думал, все представлял, как это должно произойти. У меня не хватало духа ударить. Вдруг выскочил мой товарищ – мой обидчик. Он, конечно, забыл про вчерашнюю историю, радостно бросился ко мне, стал мне что-то рассказывать, куда-то потащил меня. И вот в какой-то момент он повернулся ко мне спиной... Но я-то должен был сделать то, что посоветовала мне мама. Я собрался с духом и двинул ему палкой по голове. Он с удивлением обернулся и посмотрел на меня. У меня мелькнула мысль: наверное, ему не больно, раз он не плачет. И я ударил его еще раз в лоб. У него потекли слезы, он с ревом и криком бросился домой. Палка вывалилась из моих рук. Я тоже с ревом бросился к своей мамке. Всхлипывая, я забрался под стол с длинной скатертью в надежде спрятаться ото всех и там замер. К нам прибежала рассерженная мама старшего мальчика. Но тут и моя мама без тени смущения сказала: “Ничего, мальчики сами разберутся”. Эту историю я запомнил на всю жизнь».
Больше всего меня поразило, как мой знакомый описывал свои переживания. Как долго не мог решиться и наконец решился, как изумили его слова матери («Если б такое сказал кто-то другой, я бы не сделал этого»).
Вот так, думаю, родился боец. Но рождение бойца – это ведь еще не все. Одно дело – может ли он до конца постоять за правду, другое – что он считает правым и неправым, за что готов биться и что готов отстаивать, «не щадя живота своего».
В детстве еще нет устойчивых нравственных категорий, есть только опыт преодоления себя. Но за всем этим еще дышит ветхозаветная мораль «око за око, зуб за зуб»: за камень по ноге – палкой по голове. (Как тут не вспомнить о народной традиции обязательного «замирения» после кулачного боя? – Прим.ред.)
Возможность
нравственного выбора
Долго еще нужно расти, чтобы научиться понимать и чувствовать, в каких ситуациях можно так поступать, а в каких – нельзя. Везде, где нет меры, где разрушены нравственные ценности, любые победы превращаются в фарс или в трагедию...
Но эта дальнейшая нравственная сторона дела не отменяет первоначальной проблемы. Для готовности сделать нравственный выбор вообще должна быть возможность выбора: или покориться (убежать), или вступить в бой с несправедливостью и неправдой. Но ведь для наших детей по большей части выбора нет. Тому, у кого нет опыта преодоления, борьбы, победы, тому не из чего выбирать; у того есть только покорность и бегство.
Как такой опыт дать нашим детям? Непонятно, нет рецептов. Любое повторение рассказанной истории будет ошибкой. Но взрослый, наставник, должен понимать, что бойцу за правое дело необходимо «родиться». Сам по себе ни в каких спортивных залах боец не рождается.
В спорте по большей части происходит отсев менее способных. Боец рождается в преодолении. И чрезвычайно важно первое детское запечатление, во многом определяющее нашу дальнейшую жизнь. Важно получить опыт победы над более сильным противником, то есть решиться вступить с ним в поединок и победить.
Двойное дно
простых традиций
Народные «салочки», «топтуны», «ловишки», «колдунчики» – это все опосредованное обучение борьбе.
«Салочки» – имитация ударов. «Ловишки» – становятся борьбой, как только появляется правило на удержание пойманного и правило, позволяющее пойманному что есть силы вырываться. (Например, на соревновании можно ввести такое правило: удерживать пойманного на громкий счет до пяти, не вырвался – пойман.) В некоторых классах вполне может пригодиться и одно из таких вариантов-усложнений:
1) нужно захватить какую-либо часть одежды (военизированная игра «Сорви погон»), 2) обхватив противника, оторвать его ноги от пола.
А вот в «колдунчиках» правило может быть таким: осаленный замирает в «зверобатической» неудобной позе. Во-первых, удержание позы предполагает большую физическую нагрузку, а во-вторых, из этой позы трудно будет выручать-расколдовывать.
Или устроить состязания по лежачим «колдунчикам». Вставать ни на ноги, ни на четвереньки нельзя. Только ползать или перекатываться (площадка для состязания – пара матов, палас или «всем миром» вымытый начисто пол). А расколдовывать – только дотронувшись за пятку левой ноги. Сразу знакомая игра примет очень атлетический характер. Болельщикам и судьям работы по слежению за игровыми правилами окажется хоть отбавляй, так что азарт будет обеспечен.
Или еще такой вариант проведения в классе «малой олимпиады» – «Ловишки парами», когда игрокам приходится, держась друг за друга, действовать как единое целое. Не договариваясь, каждому в паре приходится угадывать движение напарника и интуитивно вырабатывать стратегию совместных действий, чтобы успеть уклониться или догнать. В парах дети учатся понимать друг друга без слов.
Можно ввести ограничения на захват: только за кисти, или только под руки, или только за талию.
Если в классе мальчиков много, можно вставать в команды-колечки по три-четыре человека.
Парные «Ловишки» станут «сетями», если водящая пара каждый раз увеличивается за счет пойманных. Очень скоро «сеть» будет все больше и больше увеличиваться. При этом у «сети» ловящих рук останется по-прежнему две – по одному с каждого фланга. Руки у всех остальных будут заняты, то есть сцеплены с соседскими. Если «сеть» порвалась, то автоматически выигрывают все непойманные игроки.
Если убегающие играют не в парах (может быть и такой вариант), а каждый сам за себя, то можно ввести правило, разрешающее прорываться сквозь «сеть».
Для состязания в противоборстве можно предложить парные «Салочки спинами», когда игроки по парам встают спина к спине, сцепив локти. Это весьма усложняет игровую ситуацию – и руки оказываются укороченными, и бегать ловящим и убегающим приходится то задом, то боком (так что падений, ушибов, обид и разборок будет предостаточно).
В ходе состязания мальчики сами могут предлагать (выдумывать) какие-то усложнения. Если что-то не получается, то можно вернуться к более простому варианту.
Азы культуры
единоборства
Вернемся к «Салочкам» и посмотрим на возможную логику освоения бойцовской культуры.
1. Сперва всячески контролируем силу контакта. Салим легким касанием, ни в коем случае небольно. Всем не страшно. Если есть страх телесного контакта (ведь у ребенка может быть отрицательный опыт), то выясняем тот уровень, который все участники ощущают как безопасный.
Потом контролируем место: салим, дотрагиваясь только до определенной части (кисти рук, локти, плечи...) Этот способ редко используется, хотя такое ограничение вызывает большой интерес у детей: ведь становится сложнее играть. Очень важно, чтобы ребенок убедился, что телесный контакт неопасен. Вся парная и командная «зверобатика» – это телесный контакт, где мы должны пристраиваться друг к другу, вместе взаимодействовать.
2. А теперь можно салить только плечом. Игра затрудняется, и контакт получается более ощутимым, потому что можешь врезаться всей массой в партнера.
Или наоборот: салить можно только спину, зато руками можно как угодно защищаться. Тогда «Салочки» приобретают несколько непривычный вид, уже почти напоминая поединок.
3. Увеличиваем силу осаливания – легкое касание сменяется шлепком, потом ощутимыми ударами, сила осаливания постепенно возрастает.
4. «Салочки» предметами (мягкие мячики, потом более жесткие и более тяжелые; поролоновые, пластмассовые, резиновые; от легких, но жестких до тяжелых, но мягких). Усложняем, уточняя, куда можно салить, куда – нельзя.
5. Удары колбасками-змейками (набитые поролоном, тряпками длинные мягкие трубы). Постепенно придаем жесткость трубам. Внутрь можно проложить легкую пластмассовую палку.
Плавно подводим школьников к культуре ударной техники. Дети уже уклоняются, уворачиваются от ударов. Удары им теперь не страшны, они вполне могут переносить и боль от них.
6. Самый зрелищный для малой олимпиады вариант: «Салочки» с палками. Возникает целое сражение добровольцев. (По решению классного руководителя деревянные палки могут быть обшиты мягкой оболочкой.)
Отступление боли
Боль – это всего лишь сигнал для более осторожного поведения, для внутренней мобилизации. Испытывать боль – это нормально, конечно, если боль не приводит к шоку. Мы же словесно всегда мальчишек призываем терпеть, показывать свою мужественность, требуем от них стоически и спокойно переносить боль.
Когда ребенок больно ушибается (если ситуация несерьезна) и ему хочется поплакать, то попробуйте на первом этапе продолжить увлеченно играть. И тогда чаще всего ребенок долю секунды еще подумает, заплакать или продолжить играть, и в абсолютном большинстве случаев продолжит игру. По большей части дети не обращают внимание на боль, когда интересно.
(По кн.: Реутский С. Физкультура про другое. СПб., 2006.)