Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2007

Архив

Что принесли пятиклассники из музейных залов

Продолжение истории

Екатерина ЛЫСЕНКО, преподаватель ИЗО


На следующий за поездкой в Третьяковку день я провела на своем уроке итоговую контрольную работу аж из трех частей. Сочиняла в поте лица своего. Задачу я себе поста­вила банальную: «проверить у пятиклассников возможности памяти». Что получилось — судите сами.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ контрольной работы я показала детям черно-белые репродукции двух картин Серова — «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем». Вопросов было два по каждой работе. По «Девочке с персиками» такие: 1. Какого цвета кофта на Вере Мамонтовой? и 2. Какого цвета рисунок на тарелке, висящей на стене в этом портрете? По «Девушке, освещенной солнцем» такие: 1. Какого цвета кофта у девушки, освещенной солнцем? 2. Какого цвета у нее юбка?
Удивительно, но две трети класса все же ответили верно. Были и свои трудности. В карточках, которые мы раздали детям в Третьяковке, не было вопроса о цвете юбки у девушки, освещенной солнцем. Поэтому этот вопрос оказался наиболее сложным. Кроме того, я заметила, что дети зацикливаются на строгом выполнении конкретного задания. Если, например, вопрос стоит о том, какого цвета кофта у девушки, освещенной солнцем, то дети обращают внимание исключительно на кофту. Внимательно рассмотрев в музее эту самую кофту, они уже не помнят, какого цвета юбка.
Конечно, не все столь узко рассматривали заданную картину. Некоторые все же увидели, что юбка у нее синяя, что сидит она под деревом, что дерево — сосна. Но, к сожалению, было немало детей, которые так и не увидели в картине целостности.

ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ контрольной работы мы обсуждали ответы на вопросы, которые в виде карточки получил в музее каждый ребенок. Результаты оказались интересными. Например, варианты ответов на вопрос «Сколько лодок изображено на картине Левитана “Вечерний звон”?» расползлись от трех до пяти. Многие не увидели лодочку вдалеке. Ксюша сказала: «А я думала, что это не лодка».
На вопросы типа «какое настроение в той или иной картине?» или «какими красками написан снег или кофта?» (и то и другое предположительно белое) дети отвечали развернуто. Например, что кофта у девушки, освещенной солнцем, розовато-желтовато-голубоватая. Собственно, мне-то и нужно было, чтобы они увидели, как можно изображать белый цвет.
При описании цвета травы на картине «Владимирка» многим, к моей радости, потребовалась целая цветовая палитра.

ТРЕТЬЕЙ ЧАСТЬЮ контрольной работы было вспомнить и написать названия картин.
Я принесла в класс альбом с репродукциями картин Левитана. Благо что все надписи в нем на немецком языке, поэтому прочитать названия ребята не могли. Я показывала репродукции, а дети должны были написать названия картин. Но с этой, казалось бы, легкой частью контрольной они почему-то справились хуже.
Меньше половины класса запомнили знаменитый «Март» Левитана, трудно дались «Владимирка», «Вечерний звон», «У омута». Легче было с картиной «Над вечным покоем». Ее название вспомнили почти все.
Тестовые вопросы были такие. Я предъявила ребятам три портрета: портрет Левитана, портрет Коровина и портрет Карузо. Все три — кисти Серова. Я продиктовала фамилии, в произвольной последовательности показала занумерованные портреты, а дети должны были поставить цифры 1, 2, 3 в правильном порядке — короче, узнать каждую знаменитость в лицо.
С этим заданием класс справился блестяще. Видимо, Левитана узнали все, Коровина тоже: еще до поездки в музей я рассказывала о них. А Карузо скорее всего уже методом исключения узнали. Но были и такие корифеи, которые запомнили Карузо еще в музее и узнали его сразу, нимало не сомневаясь.

РИСУНКИ ПОРАЗИЛИ меня больше всего. В Третьяковке я дала детям «бредовое» (по мнению Ольги Петровны) задание — сделать зарисовки к будущей работе на тему «Картина, которая больше всего мне понравилась». А на дом задала сделать рисунок по этому эскизу. Или хотя бы воспроизвести композицию. Или же, отталкиваясь от заданного сюжета, написать свою работу — творческую. Вот почему Косте так необходимо было срисовать все бревна на мосту в картине «У омута»!
Меня совершенно потрясли работы Димы. Вот его «Девушка, освещенная солнцем». Весь рисунок залит желтым цветом — это солнце. Немного сбоку сидит девушка, воистину освещенная солнцем...
В общем, если подытожить, можно сказать, что творческая часть моей итоговой контрольной работы наиболее удалась. Конечно, хотелось потешить себя и искусствоведческими знаниями ребят. Но неудача в этом не расстроила меня, так как поход в музей дал им очень хороший импульс для творчества.
Теперь я вынашиваю планы пойти в Третьяковку еще. Надеюсь посмотреть с ними Иванова, Васнецова, Врубеля, Репина, Сурикова...

TopList