Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2007

Архив

Клуб любителей соток

О том, как полезно бывает легализовать «посторонние» интересы учеников

* на свой страх и риск

Сергей ПЛАХОТНИКОВ, директор образовательного центра


Интересно, как быстро мальчишки осваивают игру, как ловко они передают знания, умения и навыки друг другу в игре. Почему же классные руководители и учителя-предметники не опираются на этот ресурс?

Видя, как пятиклассники на перемене увлечены игрой в сотки, я предложил им организовать клуб любителей соток в группе продленного дня. Прямо на лестничной клетке. Чтобы они, сидя на каменном полу, не простудились, мы отрезали им несколько кусочков старого паласа. Через два дня на лестнице были вывешены правила для членов клуба, одно из которых гласило: «За ругательные и матерные слова член клуба перестает быть членом клуба».

Страсти- мордасти

В своей естественной инициативе дети органичны и понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Когда же взрослые не понимают, что дети вполне понимают, тогда-то и возникает ситуация недоверия и противостояния.
Так, мама пятиклассника Димки возмущенно настаивала, чтобы я прекратил этот «беспредел», что дома нет покоя от этих соток, что дети на продленке должны делать домашние задания и т.д.
и т.п. Единственно возможным аргументом для интеллигентной мамы была апелляция к русской литературе, к Пушкину и Достоевскому.
Герой пушкинской «Пиковой Дамы» был человеком скромным, но честолюбивым. Пушкин так и пишет: «Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости». Эта твердость сродни гордости.
Что заставляет Германна в одночасье поверить в «анекдот» о трех картах? Он, как и Алексей Иванович из «Игрока» Достоевского, давно наблюдал за игрой, желал ее, но не находил возможным вступить, он не допускал возможности проигрыша, он вообще не умел проигрывать, поэтому охотно поверил «анекдоту». «Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков». Предрассудки же коренятся в наших слабостях, в неспособности к решительным действиям, к риску.
В детской же игре, особенно если она азартная, борьба между желанием и рассудком настолько велика, что мальчишка с ходом времени учится соизмерять свои страсти с реалиями жизненной необходимости и здравым смыслом. В игре нравственная испорченность сразу проявляется в несоблюдении правил и игнорировании интересов партнеров или соперников…
Интеллигентная мама вняла моим увещеваниям и согласилась подождать. Думаю, не от понимания, а веря в силу авторитетов. Вера родителей — вещь удивительная, это огромный ресурс в работе учителя, но главное — не злоупотреблять этой верой.

В нашем полку прибыло

На второй неделе существования клуба на лестницу к пятиклассникам перебрались и первоклашки.
Шестилетний Пашка притащил свои сотки. Меня здорово порадовало то, что старшие ребята сперва принялись растолковывать ему правила членства и участия в игре. Пашка еще не умел толком читать, а уж разобрать письменные буквы пятиклассника и подавно ему было не по силам.
Не могу сказать, что Павел только и делал, что проигрывал, но мастерство Федора, мальчишки, которого на третьем месяце обучения в коррекционном пятом классе мы забрали к себе, было повыше.
И вот что поразительно: слез в клубе соточников не было ни разу. Были разборки, окрики, обиды, но истерик не было. Где-то на третьей неделе своего существования клуб опустел, интерес угас, мальчишки принесли «бионику» (роботов из конструктора «Лего») и перекочевали на первый этаж в раздевалку.

TopList