Архив
«Обознатушки-перепрятушки» как прививка от антикультуры
О народных играх, календарных обрядах и обычаях как возможности окунуться в «инобытие»
* шпаргалка для администрации
Вячеслав Букатов
Известно, что, когда человек отрывается от своих народных и религиозных корней, он оказывается беззащитен перед веяниями агрессивных антикультур – от какого-нибудь модного молодежного новодела до заскорузлого сектантства или оголтелого оккультизма. Так что если нынешние молодые люди вдевают в нос серьги и украшают тело татуировкой, то это явный признак того, что в детстве они не наигрались.
Календарные обычаи европейских народов поражают своим разнообразием. Что только не входит в обычаи зимнего цикла: суеверные запреты и магические обряды, гадания и предсказания, посты и торжественные трапезы, игры и процессии, маскарады и подарки, богослужения и обрядовый фольклор, ритуальные огни и ритуальное купание, культ святых и поверья о нечистой силе. Много веселого, здорового, но много и сомнительного...
Крещенский снег
Снег – великое дело для простого народа. Как отмечал в «Сказаниях русского народа» И.П.Сахаров (1807–1863), уважение к снегу в деревнях иногда доходило до странностей. Например, под Крещение, сельские старушки собирали снег со стогов в полной уверенности, что только он один может выбелить холстину.
Считалось, что снег, собранный в крещенский вечер, может сохранить в колодцах воду в течение всего года: «Стоит только опустить снег в колодезь, и тогда от него будет подспорье во весь год. Хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя». Этим же снегом поселяне исцелялись от онемения в ногах, головокружения, судорог.
Без оглядки на план
Разбираясь в пестром клубке обычаев, обрядов и поверий, ученые выдвинули «трудовую теорию» происхождения народных праздников. Советские фольклористы продвинулись дальше, обнаружив в народных праздниках поминальные и погребальные исходные смыслы.
Только вот некорректность изложения научных гипотез порой укрепляла тот негативизм, с которым к народным традициям относилась часть интеллигенции (вернее, ее псевдоинтеллигентская часть). «Образованная» публика свысока смотрела на игры, развлечения и шутки народных гуляний, видя в них всего лишь выродившийся остаток чего-то язычески-магического.
Но одно дело – какие древние корни обнаруживаются у того или иного народного обычая, другое – какую общественную функцию оно выполняет в настоящее время. Известно, что, когда человек отрывается от своих народных и религиозных корней, он оказывается беззащитен перед веяниями агрессивных антикультур – заскорузлого сектантства, оголтелого оккультизма какого-нибудь модного молодежного новодела. Если молодые люди вдевают в нос серьги и украшают тело татуировкой, то это явный признак того, что они не наигрались в детстве.
Так что если учитель нет-нет да и затеет какой-нибудь – пусть маленький! – праздник (на уроке ли, перемене или в группе продленного дня) и затеет без оглядки на календарные планы учебно-воспитательной работы, то такая импровизация явно пойдет на пользу и его ученикам, и ему самому.
Маскарад
как «инобытие»
В праздник люди одеваются не так, как обычно: это или новый наряд, или какой-нибудь диковинный, или по крайней мере маска – все равно что, лишь бы не так, как в будни.
Конечно, в любой форме маскировки есть доля обмана: от желания древнего охотника обмануть зверя до современных шуточно-карнавальных розыгрышей друзей и знакомых. Зато именно наряды и маски дают человеку возможность выйти из привычной роли и испытать ощущение «не в своей тарелке». И это оказывается весьма ценным не только для отдельной личности, но и для всего коллектива, даже народа. Недаром М. Бахтин ввел в научный обиход такое понятие, как народная «смеховая культура».
В человечестве неискоренимо стремление время от времени отвлечься от серой и однообразной будничной обстановки и перейти в какой-то иной мир, в «инобытие». Поэтому праздники с маскарадами, танцами и играми-соревнованиями создают не просто приподнятое настроение, они оказывают растущему поколению необходимую душевную поддержку и профилактику, а если нужно – даже реабилитацию.
Так что чем чаще и задорнее на школьных дворах и в коридорах будет звучать хотя бы «Обознатушки-перепрятушки!», тем лучше.