Архив
Как родительское собрание превратить в собрание родителей
Попробуйте начать с разминки
* попробовать, что ли?
Вячеслав БУКАТОВ, доктор педагогических наук
Говорливость – профзаболевание учителя. И если с учениками мы еще как-то себя сдерживаем, то уж на родительском собрании, дорвавшись до родителей, начинаем говорить, говорить... А вот как разговорить родителей?
Ведь это очень важно – чтобы родители друг у друга (а не только у классного руководителя) спрашивали совета, чтобы начала складываться особая родительская кооперация, общность. Это нужно и им самим: ведь родители понимают друг друга совсем иначе, чем учителя – их. Нужно это и классному руководителю: ведь у него появляется возможность узнать, что родителям в действительности важно от нас услышать. А то мы начинаем родительское собрание со своих бесценных наблюдений, оценок. А родителям, может быть, что-то совсем другое нужно. Что именно? Как это выяснить? Ведь впрямую говорить они побаиваются. Как же спровоцировать родителей на общение друг с другом? Может быть, вначале провести разминку?
Шапка вопросов
Итак, суть «шапки вопросов» (ее, кстати, придумала Александра Петровна Ершова; подробно о методическом приеме «шапка вопросов» мы обязательно расскажем в 2007 году. – Прим. ред.) в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают – кому какая достанется. Как отвечать – совещаются по парам (хотя, напоминаем, тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на камень, то здесь нужен третий).
Чтобы все шло гладко как по маслу, желательно соблюдать элементарную режиссуру. Она нехитрая – давать задания маленькими шажками. «Разберите листочки… Готово?.. Тогда приготовьте ручки… Теперь сочините первый вопрос... Кто готов – отнесите свою записку в шапку». И так далее.
Типы вопросов – классические. Первый тип – вопрос «формальный». Он на взаимную проверку родителями своего знания школьной жизни и заведенных порядков: когда в последний раз был диктант? как зовут медсестру?.. кто?.. сколько?.. где?.. куда?.. И так далее.
Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу к первой парте, чтобы положить свои записки в шапку, – вот тогда можно и к объяснению типологии второго вопроса переходить. Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По любому поводу, связанному с учебой: «Я думаю, что мой сын идиот, а вы?»)
Третий тип – я не знаю: «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т.д. и т.п.
Еще раз напоминаем. Если учитель все свалит в одну кучу (в одно задание): сейчас, дескать, вы возьмете, потом напишете, затем положите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть сложа руки. Если же продвигаться маленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку и расшевелятся, и разговорятся. Главное – учителю запастись сочувствием, терпением и мужеством их не перебивать.
«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен каждый. Это возвышает их в собственных глазах.
Вообще-то многие режиссерские заморочки могут помочь родителям как-то сплотиться, найти общий язык. И друг с другом, и с учителем. А в результате выигрывают дети!
Вот еще три примера игровых разминок для родительских собраний.
Викторина
Почти каждый классный руководитель – еще и предметник. И ему, как правило, приходится проверять тетради по своему предмету или хотя бы контрольные работы.
И вот, представьте, приходит учитель на родительское собрание и выкладывает на свой стол листочки из ученических тетрадок (лучше старых). Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери.
Тут требуются некоторые режиссерские комментарии.
Все листочки учителю лучше заранее пронумеровать и составить для себя список с расшифровкой, чтобы оперативнее помогать родителям и решать спорные вопросы.
Листочки из старых тетрадей лучше выбирать те, где меньше ошибок (или совсем нет). Иначе некоторым родителям будет казаться, что викторина затеяна, чтобы выставить на позор успеваемость их ребенка.
Если учитель работает в начальных классах, то в его распоряжении будут тетради и по математике, и по русскому. Тогда викторину можно провести в два этапа. Сначала разложить листики с цифрами и уж потом – со словесностью.
Рассказ по картинке
Накануне собрания ученики изображают свои прошедшие каникулы в нескольких рисунках-клеймах (подробнее этот прием мы изложим в одном из весенних номеров газеты за 2007 год).
На родительском собрании эти рисунки раздаются родителям. Во-первых, им предлагается рассказать о том, что изобразил (или хотел изобразить) их ребенок своим рисунком. Тут для некоторых родителей и учителей могут возникнуть разные поучительные неожиданности.
Во-вторых, родителям предлагается прокомментировать, как исполнение рисунка соотносится с особенностями характера их ребенка.
И первое, и второе задания лучше проводить не в виде пресловутого фронтального опроса, а по парам. Конечно, учитель тогда будет не в курсе многих тем, обсуждаемых родительскими парами. Зато сами родители будут в выигрышном положении.
В качестве утешения советуем классному руководителю такой режиссерский прием, который, завершая собрание, удовлетворил бы и учительское любопытство, и родительское стремление к упорядоченной завершенности. Каждый из присутствующих (или каждый желающий – в зависимости от того, сколько времени осталось в запасе) рассказывает о двух самых-самых для него интересных (или поучительных) моментах в рассказе-комментарии своего собеседника. После такой социоигровой разминки доброжелательность и активность родительского комитета, как правило, перестают нуждаться в дополнительной стимуляции.
Волшебная палочка
Существует множество вариантов эстафет с общим названием «волшебная палочка». «Родительский» вариант заключается в следующем.
«Волшебную палочку» – карандаш, линейку или зонтик – родители будут передавать друг другу по рядам. При этом им нужно будет назвать (без повторов!) какое-либо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспитанный и т.п.).
Первый кон – по эстафете родители называют любое положительное качество. Если кто-то замешкался или запамятовал, то соседям можно подсказывать! Обычно на втором-третьем круге открывается второе дыхание. Поэтому учителю не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет по рядам несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.
Второй кон – теперь называются качества отрицательные. И опять несколько кругов.
Третий кон – вместо «волшебной палочки» в руки дается кусочек мела. Каждый родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа – одно из положительных.
Когда эстафета с мелком закончится, звучит команда: «Все встали!» Так начинается четвертый кон.
Теперь стоя нужно сообразить, какое из отрицательных качеств (из тех, что на доске слева) можно переделать («кажется, я знаю как») в одно из записанных справа положительных. Сообразив, нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы. Например, кто-то выбрал лень и понял, что из перечисленных качеств знает, как переделать ее в воспитанность, и соединяет их стрелкой. Другой родитель, облюбовав, скажем, все ту же лень, соединяет ее новой стрелкой с сообразительностью. И т.д. и т.п.
Теперь любой родитель, для кого это отрицательное качество их ребенка доставляет много хлопот и огорчений, может обратиться к авторам стрелок за помощью, разъяснениями и консультациями. Содержание пятого кона – взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам. Прямо открытие народного «родительского университета»! Учителю остается только похваливать инициативных и записывать тупиковые проблемы, чтобы затем в библиотеке поискать соответствующую литературу. И для себя, и для заинтересованных родителей.
Классные руководители, особо заинтересовавшиеся подобными заданиями для родительских собраний, могут полистать «Хрестоматию игровых приемов обучения», выпущенную издательством «Первое сентября» (ее можно приобрести в редакции, на Соловейчиковских чтениях, педагогическом марафоне, заказать по почте или через Интернет).
Правда, в хрестоматии читатели найдут варианты, приспособленные для уроков или внеклассной работы. А вот перелицевать то или иное игровое задание так, чтобы оно по примеру «Волшебной палочки» или «Шапки вопросов» стало украшением очередного родительского собрания, дело смекалки. И думается, что учительская интуиция с этой неординарной задачей вполне справится.
Так что ждем ваших личных рассказов об игровых переделках, находках и изобретениях. И конечно же подробностей о реакциях самих родителей.