Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2007

Архив

«Все учат врачей, как лечить, а учителей...»

Классные руководители о наболевшем

* болото разбирательств

Запись с диктофона Ольги ПЕТРОВОЙ


Учителя, как известно, любят поучать, и не только детей, но и их родителей, и уроки эти называются родительскими собраниями, которые, как правило, родители терпеть не могут. Но когда сами родители начинают учить учителей, как «правильно» учить их ребенка, то последствия оказываются плачевными – но уже для ребенка. Поэтому, дорогие классные руководители, будьте настороже. И глазом не успеете моргнуть, как окажетесь втянутыми в бесконечные разбирательства не только с родителями, но и с коллегами. А если уж кто в учительской завел жалобную песню про «несносных» родителей, то старайтесь по крайней мере не подливать масла в огонь. Сохраняйте нейтралитет – и тогда, возможно, вам станет очевиден деловой выход из той или иной неприятной ситуации.

«Я не оправдываю надежд»

Не понимаю, как можно говорить: вот был бы я, к примеру, президентом или епископом, я бы сделал то-то и то-то. Как может нормальный человек, не президент и не епископ, ставить себя на место президента или епископа: ведь он не владеет той информацией, которой владеют они.
Есть две профессии, представители которых всегда сталкиваются с тем, что кто-то лучше их знает, что надо делать. Все учат врачей, как лечить. И все учат учителей, как учить. Когда родители начинают учить учителя, как ему следует учить их ребенка, – ситуация гибельная. Для ребенка.
Даже когда ребенок полностью доверяет учителю и смотрит на него, открыв рот, учителю и то трудно приходится. А если у ребенка за спиной стоит родитель, который этому учителю не доверяет, то ребенок у этого учителя, боюсь, не научится ничему, какими бы ни были гениальными ребенок и учитель. В такой ситуации остается сказать родителям: найдите своему ребенку учителя, которому вы будете доверять. Но так сказать у меня не хватает решимости (или наглости). Вот и мучаюсь. Вернее, меня мучают.
Вот, например, мама Коли. Просвещенная – поскольку сама учительница.
У мамы единственный и притом поздний Коля. Да еще болезненный. А Коля – мальчик хороший, добрый, толковый. Но у мамы требования о-о-очень уж высокие. Так что у нас с Колей никак не получается им соответствовать.
Родители, у которых единственный ребенок, все время находятся
в состоянии легкой тревоги. И тут уж ничего не поделаешь. Нет, с ними все нормально, просто они
так живут. (О.П.)

«А мне удается отбиваться»

Пашина мама не просто тревожная. Тут особый случай – патологический. Она приходит за Пашей в школу, загоняет его в угол и спрашивает: с кем он сегодня разговаривал, кто ему что сказал, не обидели ли чем?
Выясняется, что Маруся ударила его по голове. При этом надо учесть, что Маруся в два раза уже и на голову ниже Паши.
Мама отлавливает Марусю и начинает выяснять: почему Маруся ударила Пашу по голове? Маруся говорит: да просто мы с Юлькой бегали.
Мама ловит Юльку, отводит в сторону и начинает выяснять, Юля или Маруся ударила Пашу по голове и с какой целью. В общем, устраивает какие-то сума­сшедшие след­ствия. Детей терзает, а меня ни о чем не спрашивает. Мне это было тяжело физически.
И вот один раз я набралась не знаю чего и сказала ей, что я, как учитель, не имею права разрешать ей проводить «педагогическую деятельность» с детьми, поскольку она непрофессионал. Ох, чего было! Она облила меня потоком каких-то слов и ушла.
Идет Паша на следующий день по классу и задевает Марусю. Маруська на него смотрит и говорит: «А потом маме своей будешь говорить, что это я тебя ударила?»
А недавно мы застали такую картину: Паша бьет Сережу, причем не прав Паша, за что ему и было сделано внушение. Нормальная рядовая ситуация. Ничего особо страшного не произошло. Но Паша на перемене звонит маме и рассказывает, как было на самом деле и как несправедливо с ним обошлись.
А вот от одной бабушки с похожими проблемами я сумела отбояриться. Бабушка оказалась понятливой. Когда она в очередной раз попыталась влезть в дет­ские разборки, я ей сказала: «Хорошо, сейчас вы попробуете помирить Полину с Олей. Потом будете мирить ее с Наташей. А в 18 лет вы будете ее с женихом мирить? А когда она с мужем разругается, вы и будете виноваты?» Бабушка сказала: «Ой, не пугайте» – и передумала мирить Полину с девочками. Здоровая психика у бабушки! (О.Л.)

«Объяснить Сениной маме ничего нельзя»

По поводу учебы меня все время кто-нибудь да дергает. Сенина мама, например, еще в начале учебного года сказала мне, что, к сожалению, любой учитель – он или хороший человек, или может научить. Получается, хороший человек научить не может. Про меня она думает, что я не могу Сеню научить. Про Сеню она думает, что он двоечник по рус­скому языку. А я думаю, что из-за того, что мама про Сеню стала так думать, он в пятом классе делает совершенно идиотские ошибки, которых даже в первом не делал.
И вот наконец Сеня неожиданно хорошо написал годовой контрольный диктант. Диктант большой, трудный. Три ошибки. Кажется, была ошибка в суффиксе прилагательного и еще в какой-то приставке. И все. Правда, была пропущена запятая в сложносочиненном предложении. Но здесь тонкость: я им говорила про сложные предложения, но в программу это пока не входит. Поэтому он имел право запятую пропустить. И еще у него было написано неправильно окончание причастия. Это тоже пока не входит в нашу программу и соответственно для него ошибкой не считается. Еще в одном месте я ему подчеркнула что-то, какую-то небрежность.
Показываю маме Сенину работу в надежде, что мама порадуется. А она ужаснулась: за такое, мол, надо двойку ставить. Я ей показала остальные работы. Она сказала: «У Сени – из самых худших лучшая».
Понятно, что родители видят то, что видят. Но она Сеню еще постоянно допекает тем, что видит сама. А Сеня старается этому соответствовать. Сказать об этом маме невозможно. Она все время будет Сене объяснять, какой он двоечник. А ведь все его проблемы с учебой – и это очень заметно – именно из-за того, что такая мама.
У детей какие-то заботы свои, жизнь, что-то происходит все время. А Сеня – такое впечатление – сам ничего не хочет, кроме одного – вырваться. Сам он ничем больше не озабочен. Нет, если над ним нависнет моя запись в дневнике о том, что он, допустим, бездельничал на уроке, то он, конечно, засуетится. А вообще-то мне иногда кажется, что он даже не слышит, что происходит на уроке. Это тоже идет откуда-то оттуда – от мамы.
Грустная история. Все Сенины неудачи, все Сенины проблемы закладывает мама. И объяснить ей ничего нельзя. И я боюсь, что в другой школе у другого учителя будет то же самое. Но уж если вы решили куда-то ребенка переводить – действуйте, переводите, а если еще не решили, то постарайтесь, чтобы ребенок ни о каком переводе в другую школу не знал. Потому что пока ребенка переводят
(а это может продолжаться и полгода), он нигде не учится. (Д.П.)

«А я извлекла из общения с родителями урок»

Теперь я знаю, что говорить родителям, когда буду набирать новый класс. Что мы никого и никогда за уши тянуть не будем. Вам нужна гимназическая программа? Пожалуйста, рядом школа, где все это есть.
Я просто знаю сейчас, что ребенок – он какой есть, такой и есть. Ему надо дать возможность идти своим путем. Эту возможность я ему постараюсь дать. Я недостаточный профессионал, чтобы ребенка средних способностей вдруг развить до каких-то там звездных способностей. Я могу обеспечить ему комфорт – его не будут заклевывать за то, что он такой, какой есть, и он не будет чувствовать себя ущербным.
Поле большое: на одном краю –
то, что требует программа по минимуму, на другом – то, что по силам «самым-самым». В этом широком поле каждый из детей где-то находится. Но он находится там, где он может находиться!
…И все же стоит ли такое говорить родителям? «Да, ребенок такой, какой он есть, – скажут они. – Но я хочу, чтобы он был лучше». Ох, боюсь спровоцировать родителей на неверные шаги…
Чтобы ребенку в школе было спокойно, родителям надо говорить что-то другое… Что? (Л.О.)

TopList