Разное
Блиц-опрос
Записано с диктофона Марией ГАНЬКИНОЙ
«Самое-самое в плюсе и в минусе за прошедший учебный год?»
Этот вопрос мы задали на бегу нескольким знакомым классным руководителям. Как ни странно, никто из них не переспросил: мол, а что, собственно, вы имеете в виду? А тут же включился в этот импровизированный блиц-опрос.
Владимир Сергеевич,
учитель литературы
В минусе:
«Я ИМ ВСЕ ВЫСКАЗАЛ»
У нашего директора есть манера принимать в школу детей, ни с кем не посоветовавшись, – добрый он у нас такой. Таким образом к нам в 8 класс попал юноша, будем называть его Вася. Очень умный, интеллектуально развитый, пришел из математической школы. И свалился к нам как снег на голову. А у нас класс – тепличный. И родители приличные.
А Вася оказался непростым. На уроке литературы, например, где мы проходили свободолюбивую лирику Лермонтова, после бурных обсуждений понятия свободы (что есть воля, а что свобода) он ко мне подходит и говорит:
– А чего? Я свободен.
– В смысле? – спрашиваю.
– Ну а что? Все говорят, что они не свободны. У кого там родители, у кого школа, у кого еще что-то. А я абсолютно свободен.
– Ну в каком смысле-то?
– А я что хочу, то и делаю.
Это были цветочки. А потом понеслось. То он мобильник с камерой под юбки девочкам подсовывал, то порнографию приносил, мальчикам показывал. Потом уже девочки плакать начали. Ну и так далее. В общем, понеслось. То есть нравственных оснований у парня – ноль.
Когда уже потом мы с папой встречались, оказалось, что Васе всегда всё позволяли. Когда наш замдиректора спросил у папы: «Вы в чем-нибудь мальчику отказывали?», папа сказал: «Да нет, ни в чем». – «А что же вы хотите в результате?» Папа как-то задумался…
Но я не об этом – не о директоре и не об этом мальчике. Меня расстроило не то, что Вася в наш класс попал, а то, как наши мальчишки отреагировали на него. Они как бы так индифферентно относились к этому всему. Вроде как бы и осуждали, и не осуждали. Некоторые оказались обиженной стороной, но неактивной. И это был минус в прошлом году для меня.
Васю вывели на индивидуальное обучение, много было всяких перипетий, но это не важно. Судьба этого ребенка решена родителями. Что там можно сделать? Ничего. Меня больше волнует судьба мальчишек наших. Подросток – это человек, который вечно отвечает на вопрос «Кто я?» И, задавая этот вопрос, сразу же начинает определять окружающих: «Кто он?» А определяя «Кто он?», видит, что он не такой, как я, поступает не так, как поступаю я, значит, он не со мной. В этом возрасте максимализм должен быть. А они мимикрируют, приспосабливаются. При этом дружные. Очень быстро мобилизуются в каких-то эстафетах, в футболе. Будучи слабыми физически, побеждают тактически, потому что могут очень быстро сорганизоваться. А когда девчонок на их глазах обижают, помалкивают. И в этом смысле такая ситуация для меня неразрешенная.
В конце года, когда парня этого вывели на индивидуальное обучение, я им все высказал. Прямо в лицо сказал, что я о них думаю. Но я последний год работал в этом классе, так как из этой школы ухожу.
В плюсе:
«ПРАВИЛЬНЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»
Вот как они перетягивали канат на турслете – у меня это в очень большом плюсе. Им в противники достался очень сильный класс. И они избрали правильный тактически ход. Они сумели договориться, как правильно будут действовать. И они это сделали. Резко отпустили канат, и когда те сели на задницы с перепугу, вытянули их на свою сторону.
Их было порядка двенадцати человек. И этим двенадцати надо было договориться! Обычно в этом возрасте дети тянут каждый сам на себя. Здесь они договориться смогли.
Лариса Викторовна,
учитель математики
В плюсе:
«ЖИЗНЬ ТАКАЯ ТРУДНАЯ»
Самое-самое событие в плюсе у меня как у классного руководителя было то, что на выпускном вечере никто не напился и не подрался. И что теперь у меня могут быть с ними только или хорошие отношения, или вообще никаких.
У меня был «А» класс. Дети продвинутые, но очень сложные. Много хороших, интересных ребят. Но проблема роста – она же всегда требует какого-то преодоления, какой-то борьбы. Жизнь такая трудная, что человеку, чтобы самоутвердиться, приходится пройти и через многое плохое.
В минусе:
«НЕ СМОГЛА ОТСТОЯТЬ»
А самое-самое ужасное было то, что с одной девочкой все-таки пришлось расстаться. Я не смогла ее отстоять, и пришлось ее перевести в другую школу.
Появилась она у нас в 9 классе. Девочка очень трудная, из трудной семьи. С одной стороны, очень умная и сильная, и в какие-то критические моменты, которые случались в классе, она как-то по-взрослому относилась ко всему и занимала мою позицию.
Но, с другой стороны, она была очень неуравновешенна психологически. Больше, чем остальные. Класс и так был шебутной, всего было полно – и хамства, и чего угодно. Но вот у нее всего этого было больше всех. Я как-то пыталась с этим справиться. Самое ужасное то, что из ее родных было не к кому обратиться: отца нет, мама – ненормальная, бабушка – в Белоруссии.
А в 11-м после первого полугодия она предметникам умудрилась так насолить, что я ее уже просто не смогла выгораживать. И она перешла в школу, где был экстернат. Экстернат – выход не только для умных детей, но и для таких вот трудных.
Тамара Евгеньевна,
учитель истории
В минусе:
«БОИШЬСЯ ВЕДЬ ОШИБИТЬСЯ»
«Самое в минусе» всегда для меня было заполнение аттестатов. Я, можно сказать, предынфарктное состояние на этом заработала. Когда писала аттестаты, ужасно нервничала: боишься ведь ошибиться. Потом напишешь – приходит завуч.
Вот она приходит, раскладывает все свои книги и начинает проверять, не завысила ли я где оценки или, может там, занизила. Такая процедура неприятная.
Было время, когда нас каждого проверяли. Боялись, как бы учителя деньги не поимели за оценки. Причем это после перестройки началось. В советские времена у нас директором Михаил Петрович был. Он нам доверял.
В плюсе:
«А Я СТОЮ У ОКОШКА И ПЛАЧУ»
Давайте я вам лучше расскажу, как меня первый раз ученики поздравляли с днем рождения. Первый мой класс. Я поздно пошла работать в школу, мне тогда исполнилось ровно тридцать лет. Я даже не подозревала, не знала, что дети могут так, с душой. Они и музыку какую-то включили, и песни мне пели, и цветов целое ведро подарили – 30 шикарных гвоздик.
Это было прямо на уроке.
Директорша заглянула к нам в класс.
А у нас музыка льется, песни поют. Она оторопела: что тут такое делается? А я стою у окошка и плачу. Она мне потом говорит: «Тамара Евгеньевна, что вы делали на уроке? Почему вы стояли задом к детям и в окно смотрели?» Я говорю: «Да ничего страшного. Мне 30 лет исполнилось». Ой, как было приятно! Вот я до сих пор вспоминаю.
Это было самое лучшее время. Я тогда была самым лучшим классным руководителем. Дети любят молодое, красивое и сильное. Это я уже давно заметила. Они ко мне и сейчас все очень хорошо относятся. И все-таки я вижу среди наших коллег, что дети тянутся к молодости, красоте.
Сергей Алексеевич,
учитель истории
В плюсе:
«КОГДА У НИХ ОБЩЕНИЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»
Плюсов много, всех не перечислишь. Для меня плюсы там, где дети могут нормально общаться друг с другом, потому что в любом возрасте услышать собеседника сложнее всего: у каждого свои амбиции, свои проблемы…
И вот самые-самые плюсы, когда видишь, что у них общение получается, что они могут сорганизоваться и что-то такое вместе сделать.
А еще в самом плюсе у нас, учителей, когда мы что-то задумали и у нас это получилось. Но здесь же и минус подстерегает. Потому что это мы только так думаем, что это в самом-самом плюсе…
В минусе:
«ЗАБЫВАЮТ МОМЕНТАЛЬНО»
Обычно то, что у нас получилось, дети забывают моментально.
Через десять лет спрашиваешь у них:
– А помните, как я вам читал то-то и то-то?
– Нет, не помним.
– А помните, как я вам показывал отрывок из фильма «Андрей Рублев» про мальчика, который колокола лил?
– Нет, не помним.
А помнят они совершенно другое, что я не помню. Например, мне тут недавно сказали на встрече выпускников: «А вы помните, мы с вами по парку со шпагами бегали?» И теперь уже я ответил: «Нет, не помню»…